Август 2008 г. стал переломным моментом в дальнейшем государственном устройстве закавказского региона. Практика международных отношений позволила появиться двум новым независимым государствам Южной Осетии и Абхазии. Руководство России в принятии своего решения о признании независимости республик Южная Осетия и Абхазия руководствовалось волеизъявлением народов, а также общепринятыми нормами международного гуманитарного права.
Необходимо отметить, что август 2008 года был чрезвычайно насыщен военно-политическими событиями.
8 августа – агрессия Грузии против Республики Южная Осетия, нарушающая Дагомысские соглашения, достигнутые сторонами о не возобновлении любых конфликтных действий, повлекшее собой новый виток кровопролития и геноцида осетинского народа, варварское уничтожение российских миротворцев и т.д.
8 – 12 августа – операция, проводимая Вооруженными Силами Российской Федерации по принуждению Грузии к миру.
12 августа – прекращение военных действий, принятие в Москве Плана Медведева - Саркози (плана урегулирования военного конфликта).
Необходимо отметить, что именно 12 августа 2008 года стало отправным моментом в витке нового государственного устройства в Закавказье.
Планом Медведева - Саркози предусматривалось:
не прибегать к использованию силы;
окончательно прекратить все военные действия;
обеспечить свободный доступ к гуманитарной помощи;
Вооружённые силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации;
Вооружённые силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий;
создание международных гарантий по обеспечению стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии.
Следует отметить, что все пункты подписанного в Москве соглашения были выполнены, кроме того по предложению ЕС 8 сентября 2008 г. конфликтующими сторонами было принято еще три дополнительных пункта в План Медведева – Саркози.
В настоящее время грузинская сторона пытается поставить под сомнение выполнение плана и намеренно препятствует выработке международных механизмов по наблюдению, а также проведению международных дискуссий по конфликту, в чем обвиняет как российскую, так и югоосетинскую стороны. В частности российская сторона обвиняется в оккупации Грузии и блокировании работы миссий ООН и ОБСЕ в Грузии, а югоосетинская сторона в нежелании участвовать в международных дискуссиях по урегулированию конфликта.
Препятствия, создаваемые грузинской стороной, и заявления о невыполнении достигнутых договоренностей 12 августа 2008 г. преследуют все те же цели, которые ставил перед собой М.Саакшвили еще 8 августа 2008 г.
В итоге необходимо отметить, что военные действия, как продолжение политики, не достигли своих целей и режим Саакашвили осуществляет поиск новых путей для восстановления юрисдикции над Республикой Южная Осетия и поэтому оспаривает выполнение Плана Медведева – Саркози от 12 августа 2008 г.
Алан Плиев,
заместитель Министра иностранных дел РЮО