«Околопризнанные» размышления

пн, 14/12/2009 - 10:02
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Ну, вот и уехали белорусские парламентарии. И чего они только приезжали?... Нет, официальная версия известна – «изучение вопроса признания независимости Южной Осетии и Абхазии». Только что тут изучать? Всем все известно, кажется, даже в мелочах. Так что, или говоришь «да» независимости РЮО и РА, или «нет». Небось, если бы Лукашенко получил свои ожидаемые миллиарды от России, сам бы приехал в Цхинвал и уже на южном портале Рукского тоннеля объявил бы о признании независимости Южной Осетии... Ну а пока идет игра. Вот и белорусская парламентская делегация поехала «изучать вопрос» не единым целым, а разделилась на три группы: по три человека направились в Абхазию и Южную Осетию, а шесть парламентариев в Грузию. Что называется – и вашим, и нашим. Поэтому, и во всех трех столицах белорусские депутаты сделали разные по смыслу заявления. Ну а поскольку вопрос о признании независимости Южной Осетии и Абхазии в итоге не был включен в повестку дня осенней сессии парламента Белоруссии, а это значит, что в лучшем случае данный вопрос отложен до марта 2010 года, то официальный Тбилиси (кстати, при посещении Грузии белорусские депутаты встречались и с Дмитрием Санакоевым) расщедрился в эпитетах и реверансах перед Белоруссией.

Данную манипуляцию Лукашенко своими парламентариями уже прокомментировали сами белорусские политологи, заявив, что «поездка депутатов изначально задумывалась как способ давления на Запад и Восток. С Западом поезд уходит – ЕС в итоге не отменил визовые ограничения в отношении белорусских руководителей, да и финансами не шибко рад поделиться, а вот с Россией можно еще договориться». При этом, рассуждая о возможных переговорах с Москвой, считается, что торг будет идти вокруг цены российских энергоресурсов, а также предоставления Белоруссии кредита в размере $3 млрд. Ну а пока цхинвальцы с присущей себе иронией уже заключают пари: что произойдет быстрее – Белоруссия признает нашу независимость или Север и Юг Осетии свяжут железнодорожным полотном.
Вопрос строительства железной дороги на минувшей неделе вновь был поднят. Причем более открыто, пусть и несколько вскользь. Было сказано, что железная дорога между Россией и Южной Осетией будет выгодна не только этим странам, но и Кавказу в целом, а также Армении, Турции и Ирану. Словом, было озвучено, то, что и так все знают. Железная дорога, разрезающая собой Кавказ (с возможно уже намеченными ответвлениями) и уходящая в Переднюю Азию, имеет под собой не просто экономическую, а скорее стратегическую составляющую. Как в свое время и строительство газопровода – ну никак диаметр трубы не укладывался с количественным населением Южной Осетии.
Однако вернемся к железной дороге. О ее необходимости и «полезности» говорят давно. В советский период даже разрабатывались проекты ее строительства. Один из вариантов – «железка» должна была проходить чуть ниже Рукского тоннеля. Но в то время, грузинским властям всегда удавалось убеждать Москву в нецелесообразности таких проектов. Это еще хорошо, что строительство ТрансКАМа (на днях исполняется 25 лет с начала ее официального функционирования – подробности на 8-9 стр.) в свое время взяло под свою опеку непосредственно министерство обороны СССР, и руководство тогдашней ГССР было вынуждено уступить. Сейчас же ситуация кардинально другая, поэтому железная дорога связывающая Южную Осетию и Россию выгодна в первую очередь самой России, так как усилит её транспортно-экономические позиции в регионе. Ну а поскольку сегодня не 70-е годы и технологически мир ушел заметно вперед, то строительство дороги не должно занять много времени. Вопрос в маршруте.
Еще в мае текущего года, в Совете Федерации в ходе «правительственного часа» министр транспорта Игорь Левитин отметил, в частности, что «по проектам железнодорожного сообщения между РФ и Южной Осетией мы рассматриваем, параллельно, как вариант обхода Рукского туннеля, так и его модернизацию». Если быть точнее, речь идёт о создании новой стальной магистрали между Россией и Закавказьем протяжённостью либо 145, либо 160 км. Есть два варианта одного маршрута. Первый вариант Алагир – Цхинвал протяжённостью 145 км по Рукскому тоннелю. Второй – прокладка дороги в обход тоннеля (по Куртатинскому ущелью), ввиду менее сложных геолого-географических условий строительства и меньшего уровня лавиноопасности по обходному маршруту. Правда в этом случае магистраль удлиняется на 15-17 км. Но в обоих вариантах инвестиции превышают, по предварительным оценкам, 20 млрд. рублей в текущих ценах...
Безусловно, строительство данной железнодорожной артерии, это проект на перспективу. Кроме того, что магистраль Алагир-Цхинвал станет кратчайшим путём между Россией и Закавказьем, с учётом возможных изменений в Грузии (а это в России уже, видимо, учли), она окажется также кратчайшим путем между Россией и сразу тремя странами – Арменией, Турцией и Ираном. В Москве уже даже подсчитали, что в этом случае транспортные расходы России сократятся минимум на 20%, к тому же увеличится грузовой объём в три вышеназванные страны на 35-40%. Ну, а о выгоде железной дороги для Южной Осетии, думается, и говорить не приходится. Плюс транзитные доходы. Плюс естественное признание независимости Арменией, Турцией и Ираном. Ну не будут же в конце-концов они оформлять в «транзикте» Южную Осетию как территорию Грузию. Кто их тогда пустит?!
Впрочем, вопрос признания РЮО и РА должен решиться задолго до строительства железной дороги. А то, что он стоит довольно остро говорят хотя бы последние действия официального Тбилиси. Грузия, всерьез опасаясь признания Абхазии и Южной Осетии странами Латинской Америки, на днях, впервые за годы постсоветской независимости, отправила своих дипломатов за океан «для политических консультаций», пытаясь таким образом предотвратить признание Абхазии и Южной Осетии странами этого региона. Фактически, этот вынужденный шаг Грузия решила предпринять после участия в октября секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева в саммите Боливарианской альтернативы для Америк, объединяющей Венесуэлу, Кубу, Боливию, Никарагуа, Эквадор, Доминику, Гондурас, Сент-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуду и последовавшего после – визита в Москву президента Эквадора Рафаэль Корреа не исключившего в будущем признания Абхазии и Южной Осетии. К тому же, в середине ноября оппозиционная Националистическая партия Перу предложила своему парламенту признать независимость обеих кавказских республик. Напомним, что лидер партии Ольянта Умала пояснил, что раз уж Перу признала независимость сербского края Косово, то и Абхазия с Южной Осетией «тоже заслуживают офи-циального признания как новые республики». Вот и поплыли грузины за океан. Сначала в Коста-Рику и на Кубу, затем в Аргентину. При этом уже запланированы на начало будущего года консультации с Уругваем, открытие посольства Грузии в Бразилии, ну а в конце первого квартала 2010 года Тбилиси примет с ответными визитами делегации Коста-Рики и Кубы. Впрочем, все это больше похоже на судороги беспомощного. Ну а как тогда быть, скажем, с Алжиром, недавно заявившим устами своих чиновников, что их страна «внимательно наблюдает за развитием ситуации в Южной Осетии и Абхазии и считает принятое решение российского руководства о признании суверенитета Республики Абхазия и Республики Южная Осетия адекватным сегодняшним политическим реалиям». При этом, добавив, что «Российская Федерация является стратегическим партнером Алжира, поэтому то, что хорошо для России, – хорошо для Алжира», и что «Алжир рассчитывает быть полезным в деле признания Абхазии и Южной Осетии на африканском континенте».
…Ну и последнее, что хотелось бы сказать в нынешнем обзоре. А точнее, привести слова, сказанные недавно известным советским деятелем, а ныне председателем Совета Ассамблеи народов России Рамазаном Абдулатиповым о том, что «трагические события августа прошлого года в Южной Осетии могли быть предотвращены при наличии у России четкой политики на Кавказе». Весьма точно подмечено, и хочется высказать уверенность, что политика эта Россией сейчас обозначена. С опозданием, конечно, может не совсем четко, как хотелось бы, но «процесс пошел». Результат виден, и он для нас самый главный – год, как мы живем в мире, год после двадцати лет войны, блокады и горя. Правда, мы в мире пока не живем, мы пока только учимся жить в нем...

Юго-осетинская газета «Республика».

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest