Анастасия Плиева, жительница г. Цхинвал, 1950 г.р.
Ситуация начала обостряться с 2004 года, когда из Тбилиси все чаще начали раздаваться угрозы силового покорения Южной Осетии. В том же году Грузия ввела свои войска в Южную Осетию, но у нее ничего не получилось, только напрасно убили пятерых прекрасных людей. Но эта неудача ничему не научила наших южных соседей. Их вообще ничто ничему не учит. Каждый раз они говорят себе: «В тот раз нас ждала неудача, но вот теперь-то мы точно поработим осетин».
Я в тот вечер находилась в своей квартире. Хотя в те дни ситуация была напряженной, и был гранатометный обстрел со стороны Грузии, мы к этому привыкли и не особенно волновались. Наша семья уже готовилась засыпать, как обычно, под привычные звуки гранатометных разрывов. Но вдруг послышались очень громкие и резкие взрывы, которые были сильнее, чем гулкие взрывы гранатометов. Этих сильных и громких взрывов становилось все больше, и я в тревоге вскочила с постели, разбудив своих домочадцев, и мы вместе, в одних тапочках, побежали в подвал. Здесь уже находились некоторые соседи, другие тоже вскоре спустились. Нам казалось, что обстреливался только наш корпус. Но после войны я слышала, что жители всех микрорайонов города говорили то же самое, столько снарядов выпустили по нашему крохотному городу. Надо сказать, что, несмотря на то, то повод для страха был более чем весомый, наши соседи старались этого не показывать, мы подбадривали друг друга как могли.
Огонь без умолку продолжался до утра 8 августа. Когда утром я поднялась на четвертый этаж, то застала свою квартиру уже сожженной.
Самый страшный момент был, когда грузинские танки и пехота прошли по нашей улице, прямо перед нашим домом. Они двигались как гитлеровские оккупанты из фильмов. Грузинские солдаты зашли в наш подъезд, шарили по квартирам, потом люди не смогли найти свои ценные вещи.
Мы все это время сидели в подвале вплоть до второй половины 8 августа, а потом перешли в другой подвал к своим родственникам. 9 августа мы с замиранием сердца следили за новостями по рации, и смогли свободно вздохнуть только 10 августа, когда увидели первые русские танки на своей улице.
После войны я целых полтора года жила в чужом доме, пока не отремонтировали мою квартиру. Это стоило мне неимоверных страданий и мучительных бессонных ночей. Спасибо Дмитрию Медведеву, Эдуарду Кокойты и Зурабу Кабисову, моя квартира уже отремонтирована, и весь ужас пережитого уже позади.
Мне совсем не жаль потерянного имущества и разрушенных зданий. Все можно восстановить, но кто вернет убитых людей? Вот их по-настоящему жалко, и больно, и не хочется верить, что столько хороших людей, наших соотечественников убито за какие-то два-три дня.
Сколько еще Грузия будет приносить нам горе и страдания?!