Итоги 2009 года. Мнение экспертов.
В течение 2009 года тематика Южной Осетии продолжала оставаться в центре внимания и мировых СМИ и политических кругов. Причем, мотивация сторон и подходы к проблеме остались практически неизменными – информационная атака на Республику со стороны «традиционных» противников идей независимости РЮО стала еще более изощренной и массированной. Стоит отметить, что объектами этих нападок являются и как непосредственно Цхинвал, так и российское руководство.
При этом в расчет не принимается даже элементарная логика – ведь если народ Южной Осетии не отказался от идеи независимости в тяжелейшие 1990-ые годы и кровавый 2008 год, то только до предела циничный субъект может навязывать ему отказ от завоеванной кровью свободы и международного признания. Точно также абсолютно некорректно предлагать российскому руководству отказаться от политики признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Ведь если предположить невозможное и представить, что Москва пойдет на поводу у Запада и откажется (как ей предлагают европейские структуры и Вашингтон) от дипломатического признания новых государств на Кавказе, то фактически будет вынуждена признать правомочность обвинений в свой адрес, суть которых заключается в «аннексии части территории Грузии» и «агрессии против соседнего государства». А это, в свою очередь, может вызвать к жизни и привлечение Кремля к ответственности через международный трибунал.
Что касается инициаторов давления на российское руководство в этом вопросе, то отказ признавать новые реалии влечет за собой и искаженное представление о раскладе сил и деструктивные решения.
В частности, 2009 год отмечен процессами восстановления военного потенциала Грузии Вашингтоном и Европой, несмотря на то, что мотивация грузинских властей не претерпела никаких изменений, и официальный Тбилиси и опереточная «оппозиция» не отказались от идеи «восстановления территориальной целостности» силовым путем. Из этого следует вывод о том, что на западе не вполне отдают себе отчет об опасности подобной модели политики, хотя события августа 2008 года наглядно продемонстрировали всю нешуточную угрозу миру и стабильности, не только в регионе, но и во всем мире, основным фактором которой является именно политика Тбилиси. Если же в западных столицах все же понимают суть проблематики, то из этого следует неизбежный вывод о том, что там рассматривают Грузию в роли враждебного России перманентного буфера и что сохранения мира и стабильности не являются приоритетами запада на Кавказе.
Диаметрально противоположной является позиция стран, отказывающихся слепо следовать в фарватере политики запада, в частности Вашингтона, и признавших независимость Южной Осетии и Абхазии. Речь идет о, присоединившихся к Никарагуа, Венесуэле и Науру. В поисках нового «хозяина», грузинское общество не учло то обстоятельство, что тот, кто представляется ему наиболее могущественным субъектом миропорядка, не пользуется любовью очень многих народов и стран. В связи с этим, можно с большой долей уверенности утверждать, что процесс признания новых кавказских государств будет продолжаться.
Международное признание РЮО будет тем шире, чем скорее страна будет развивать государственное строительство и народное хозяйство. В этой связи 2009 год стал определенным важным периодом в том смысле, что в мае были проведены выборы в Парламент признанного государства и началось масштабное восстановление разрушенного грузинской агрессией жилого фонда г.Цхинвал и сел Республики, завершено строительство газопровода Дзуарикау – Цхинвал, сделавшего неактуальной зависимость Южной Осетии от поставок природного российского газа через Грузию. Так что, несмотря на сложности восстановления, перспективы у РЮО достаточно благоприятные. Нет оснований сомневаться, что становление и развитие Южной Осетии как независимого государства имеет необратимый характер. Более того, сам факт нахождения ее на политической карте мира является позитивным фактором, с которым вынуждено считаться мировое сообщество.
Кокоев Геннадий, независимый политолог.