События в Ленинингорском районе Республики Южная Осетия являются одними из самых востребованных тем в СМИ. Любое событие там становится поводом к информационной атаке со стороны Грузии на Южную Осетию. За примером далеко ходить не надо: уже в январе 2010-го года грузинская сторона развернула кампанию против РЮО – пошли заявления, что руководство РЮО закрывает грузино-осетинскую границу.
Как впоследствии оказалось, пограничники требовали с пересекающих границу всего лишь нотариально заверенные переводы на русский или английский язык грузинских паспортов. Но отражение информационной агрессии со стороны Грузии – это не первоочередная проблема, которую решает руководство Ленингорского района. В первую очередь, перед руководством стоят проблемы социального характера: со здравоохранением, образованием и т.д. Как рассказал корреспонденту ИА «Рес» глава Ленингорского района Алан Джуссоев, в данном районе всю инфраструктуру приходиться поднимать с нуля.
«Нужно понимать, что в советское время коммуникации Ленингорского района были завязаны на Грузии. И поэтому здесь все приходиться строить с нуля. За прошлый год нам удалось избавиться от энергозависимости от Грузии. Второе и самое главное – это существующие гарантии безопасности для населения. Все видят, что жизнь здесь налаживается», - подчеркнул Джуссоев.
Ни для кого не секрет, что жители района находятся в сложных условиях – под постоянным прессингом со стороны грузинских властей. Никаких боевых действий на территории Ленингора в августе 2008-го года не велось, тем не менее, грузинское руководство, пытаясь освободить территорию от мирного населения, в первую очередь, построило дома для жителей именно этого поселка. По мнению экспертов, грузинское руководство планировало превратить район в аналог Кодорского ущелья, откуда бы они уже имели возможность влиять на ситуацию в Южной Осетии в целом. И хотя эти попытки были жестко пресечены, провокации продолжаются, но уже на территории Грузии, куда жители района могут выезжать на официальном контрольно-пропускном пункте у села Мосабруни.
Как рассказали корреспонденту ИА «Рес» жители Ленингора, на контрольно-пропускном пункте с грузинской стороны им каждый раз устраивают допросы о том, что происходит в районе, где размещены пограничные заставы и т.д. По их словам, на КПП в Грузии бывают люди в одежде с нашивками ОБСЕ, хотя официально эта структура в Грузии прекратила свою деятельность.
«В основном у нас возникают проблемы на грузинской территории. Бывает, что мы вынуждены часами простаивать из-за того, что один из пассажиров не нравится военным. А на Мосабруни все быстро проходит – предъявляешь документы, пограничники осматривают машину, и можно свободно проезжать», - говорит один из водителей маршрутки, которые курсируют между Ленингор и Тбилиси.
Люди здесь не особо любят общаться с журналистами, и даже если говорить соглашаются, фотографироваться – отказываются на отрез.
«Я туда езжу, - кивает в сторону границы с Грузией продавец одного из местных магазинчиков. – Фотографироваться небезопасно!»
Для тех, кто остался жить в Ленингор при осетинской власти, вообще поездки в Грузию становятся опасными.
Очередной жертвой грузинских спецслужб стала Хатуна Чараева, которую в конце прошлого года задержали в Тбилиси. О том, как это произошло корреспонденту ИА «Рес» рассказала дочь Чараевой.
«18 декабря моя мама вместе с братом и нашим зятем поехали в Тбилиси продавать орехи к Новому году. На рынке в Дидубе к ним подошли два человека в гражданской одежде, показали удостоверения сотрудников спецслужб и попросили пройти с ними. Брата провели в одно место, а маму – в другое. Когда они прошли до места, мою маму попросили оставить сумку, спросили «Вы нам не доверяете?», боясь возразить, она оставила сумку. Затем, после допроса, якобы, нужно было провести досмотр личных вещей: открыли ее сумку – а там фальшивые доллары, хотя до этого их там никак не могло быть», - утирает слезы Нани Чараева.
Ее мать обвинили в хранении 30 тысяч фальшивых долларов. Что с ней будет дальше неизвестно. Данный вопрос поднимался и на женевских дискуссиях по ситуации в Закавказье, но результатов никаких. Единственная надежда семьи Чараевых, что под давлением международных организаций Грузия все же будет вынуждена освободить их мать.
Но сегодня у жителей есть уверенность, что хотя бы на территории самого Ленингорского района они в безопасности: после подписания Соглашения о совместной охране границ между Россией и Южной Осетией, на рубежах РЮО встали и российские пограничники, с тех пор количество провокаций здесь заметно уменьшилось. А у жителей появилась уверенность в будущем дне. Сегодня эта уверенность крепнет, поскольку ленингорцы видят, что пограничники серьезно укрепляют границу, а новое руководство района своевременно решает все проблемы.
Кроме того, электроснабжение Ленингор теперь получает из Цхинвала. Оказавшиеся в энергетической блокаде после августа 2008-го года, жители района, наконец, могут не беспокоиться хотя бы об электроснабжении, хотя газового снабжения, которое должно осуществляться с территории Грузии, до сих пор нет.
«До того, как поступило электричество из Цхинвала, все жители отапливали свои дома дровами. А дрова стоят очень дорого – десять тысяч рублей за одну машину. Успокаивает одно – когда Эдуард Кокойты был в нашем районе, он обещал, что первое время плата за электроэнергию с нас взиматься не будет», - рассказала Аза Музаева.
Все эти положительные моменты приводят к тому, что жители района, перешедшие в августе 2008-го года в Грузию, постепенно начинают возвращаться в свои дома.
Л. Парастаева
Цхинвал – Ленингор.