Строящееся в городе Квайса Южной Осетии жилье продолжает оставаться темой для дискуссий. По информации предоставленной ИА «Рес», в Квайса строится 11 жилых корпусов на 75 семей, однако некоторые квайсинцы выражают несогласие с планами руководства Республики по обеспечению жильем тех семей, чьи дома получили повреждения в результате землетрясения или пришли в негодность в результате 20 лет сложной экономической ситуации.
«В городе нет ни одного развлекательного заведения», - возмущаются они.
«Если не восстановить дома для пострадавших, они будут вынуждены уехать из родного города, и кто тогда будет ходить в эти развлекательные заведения? Власти поступают правильно», - считают другие.
Здравый смысл подсказывает абсурдность утверждений о приоритете развлекательного комплекса над жильем, поэтому возникает мнение, что эти утверждения (и не только утверждения, но и попытки силового препятствования работе строителей) делаются небескорыстно. Действительно, трудно понять людей, которые настаивают на строительстве злачного места – ресторана – в непосредственной близости от святого места – православного храма. Конечно, ресторан и супермаркет нужны в любом городе, и будут со временем построены, но во всем нужна мера и хотя бы минимум представлений о гармонии с окружающими зданиями и сооружениями.
Это не единственное противоречие, которое существует в квайсинском обществе, сотрясаемом всевозможными слухами, сплетнями и домыслами. Другим вопросом, вокруг которого безрезультатно ломаются копья более десяти лет, является судьба пустующих квартир. Дома, в которых располагаются эти квартиры, ранее принадлежали Рудоуправлению, которое предоставляло казенное жилье для своих сотрудников. Впоследствии, после распада хозяйственных связей, начала войны и экономической разрухи, многие семьи покинули Квайса. Их дома пустуют и приходят в негодность под влиянием природно-климатических факторов при отсутствии хозяйского присмотра.
В то же время в семьях, которые остались в городе, выросли дети, они обзавелись своими семьями, и испытывают острую нехватку жилплощади. В некоторых малогабаритных квартирах проживает даже по две-три семьи.
После прекращения существования Рудоуправления эти корпуса были переданы муниципалитету. Возникло мнение, что пустующие квартиры надо перераспределить среди тех, кто остался в Квайса и остро нуждается в жилье. Однако наличие для этого законодательной базы продолжает оставаться предметом для споров.
Ситуация усугубляется тем, что нет четкой площадки для общественной дискуссии по этому вопросу, что препятствует приверженцам противоположных точек зрения хотя бы ознакомиться с аргументами друг друга. При этом в Квайса существует масса других проблем. Большинство из них носит объективный характер, но есть и такие, которые зависят от самих квайсинцев. Другой проблемой является нежелание большинства сторонников как одной, так и другой точек зрения публично изъяснить свою позицию. Люди либо не называют своих имен, либо просят, чтобы их имена не были упомянуты в публикациях. Словом, процессы демократизации и открытости, имевшие место в Цхинвале, в меньшей степени затронули Квайса, и имеющиеся проблемы большей частью не находят широкого обсуждения в обществе. Это не обусловлено какими-то кознями власти, а является объективным фактором, явившимся следствием напряженной ситуации, имевшей место в целом в связи с перманентной военной, экономической и политической агрессии со стороны Грузии.
Охват города Квайса и квайсинско-терегванской зоны в целом мобильной связью и телевещанием в определенной степени способствовал снижению разрушительного потенциала слухов, на которых, как правило, и зиждутся очаги недовольства и брожения. Но более активное вовлечение населения данной местности в общее информационное поле Республики (когда они смогут не только получать правдивую информацию по интересующим их вопросам, но и высказывать свою, пусть и не совпадающую с мнением большинства точку зрения, и получать на это выверенные, аргументированные ответы по существу) будет, несомненно, в значительной степени способствовать уменьшению нежелательных умонастроений. Для этого необходимо не только наладить регулярные поставки республиканской и российской прессы, но и наладить корреспондентскую сеть для республиканских средств массовой информации. Работа в этом направлении уже ведется.
В эти дни возобновит работу почтовое отделение в городе Квайса. Здесь будут предоставляться многие виды почтовых услуг от междугородней телефонной и телеграфной связи до факса и интернета.
Общий психологический микроклимат в любом населенном пункте зависит от множества больших и малых факторов, и здесь «мелких» вопросов не бывает. Квайса был одним из крупных культурных центров Южной Осетии. Имея статус поселка, он во многих вопросах (например, по уровню развития культуры, образования, социальной инфраструктуры) ничем не уступал городу. Теперь, когда в Южной Осетии мир, когда мы опираемся на братскую помощь России, есть все предпосылки к тому, чтобы Квайса занял подобающее ему место.
И так будет.
Инал Плиев.