Коста Дзугаев: Стала очевидной необходимость повышения уровня государственного регулирования внешней политики

вт, 03/08/2010 - 18:19
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Недавняя встреча участников Грузино-осетинского Гражданского Форума в Голландии и последовавшие за ней события в нашей Республике и вокруг неё привлекли внимание югоосетинской общественности. Состоялись круглые столы, заседания и конференции в различных политических партиях и общественных организациях, которые осудили деятельность югоосетинских участников этого мероприятия. В связи с этим, ИА «Рес» обратился с рядом вопросов к государственному советнику президента РЮО Коста Дзугаеву.

ИА «Рес»: Коста Георгиевич, что Вы можете сказать по поводу самой поездки в Лейден югоосетинских участников этой неправительственной организации?

К. Д.: Начнём с документально-правовой стороны вопроса. После попытки силового нажима на Республику в августе 2004 года стала очевидной необходимость повышения уровня государственного регулирования внешней политики в целом и порядка поездок на зарубежные мероприятия представителей государства и общественных объединений в частности. С этой целью 27 апреля 2005 года был подготовлен и подписан Президентом Указ «О координирующей роли Министерства иностранных дел Республики Южная Осетия в проведении единой внешней политики Республики Южная Осетия».

В этом Указе регламентируется, что «Министерство иностранных дел Республики Южная Осетия является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль…».
Подуказным нормативным документом стало Положение «О порядке выезда представителей Республики Южная Осетия за пределы Республики Южная Осетия», где в пункте 3 предусматривается, что «…Представители общественных организаций и НПО до выезда из Республики обязаны письменно сообщить в Министерство иностранных дел о цели и дате выезда за три рабочих дня до намеченного срока», а в пункте 7 – «По возвращении (…) представители общественных организаций и НПО Республики Южная Осетия в письменном виде информируют Министерство иностранных дел о результатах поездки». Эти документы публиковались, и все должностные лица и активисты общественных объединений – и политических партий, и неправительственных организаций – их знают и соблюдают. Иногда бывает так, что наши представители выезжают на зарубежные мероприятия, уже находясь за пределами Республики, т. е. не имея возможности по ситуации выполнить пункт 3 Положения; но в таких случаях они, как правило, сообщают об этом или мне, или в МИД по телефону или через Интернет, и это принимается к сведению.
Югоосетинские же участники голландской встречи, о которых идёт речь, проигнорировали установленный порядок полностью. Без сомнения, это сделано умышленно, чтобы спровоцировать государство на ответные действия и предстать перед зарубежными заказчиками этих действий в ореоле людей, преследуемых по политическим мотивам.
При этом, подчёркиваю, ни у одного из «голландцев» нет ни малейшего повода в чём-либо упрекнуть или тем более обвинить какую бы то ни было структуру нашего государства в отношениях к себе по рассматриваемому вопросу: ни МИД, ни КГБ, ни тем более Секретариат президента. Никогда этим людям не запрещались поездки, не выносились предупреждения и т. д. Наоборот было – слишком благодушно государство в прошлые годы наблюдало за деятельностью Гражданского Форума и подобных ему организаций.
Если же говорить о более серьёзных вещах, то поведение большинства «голландцев» нельзя охарактеризовать иначе, как безнравственное. Отсюда, от моральной недостаточности, проистекают и ущербность политической позиции, и нарушения правопорядка. Обращаю Ваше внимание, что на «круглом столе» 27 июля собравшимися общественными активистами поступки этой группы были расценены прежде всего именно как бессовестные. Это – главное.

ИА «Рес»: Несколько слов о самом «круглом столе» и сопутствующих мероприятиях по данному вопросу.

Коста Дзугаев: Первой публичной реакцией на Обращение к участникам Женевских консультаций, принятое «голландцами», стало телевыступление Полномочного представителя президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Бориса Чочиева. Гнев этого чиновника более чем объясним: именно его позиции на Женевских консультациях расшатываются указанным документом. Затем последовали осуждающие заявления от Народной партии, Бюро ЦК Коммунистической партии, от представителей НПО, и после обсуждения вопроса в Администрации было принято решение о проведения максимально широкого «круглого стола». Подчёркиваю, что люди на «круглый стол» были приглашены через телевизионное объявление: мы сделали это специально, чтобы ни у кого не возникло мысли о предварительных договорённостях властей с активистами НПО-движения, либо рассылки персональных приглашений, от которых, что называется, трудно отказаться (исключение было сделано для «голландских подписантов», но почти все они в Цхинвале отсутствовали). Люди сами, своей свободной волей, решали, откликнуться на объявление, прийти на «круглый стол», или не тратить на это свое время. Как мы все убедились, была проявлена высокая гражданская активность, зал был заполнен, и я могу лишь поблагодарить участников «круглого стола» за очень искренний, заинтересованный и содержательный разговор. Резолюция «круглого стола» была принята как результат совместной, коллегиальной работы единогласно, так что позиция участников предельно ясна.
На следующий день я провёл рабочее совещание с наиболее опытными и влиятельными руководителями НПО, с приглашением депутатов и юристов; на этом совещании мы, опираясь на итоги работы «круглого стола», подготовили свои предложения по внесению изменений в закон «Об общественных объединениях». Возможно, что кое-что придётся менять и в других законах, касающихся регулирования этого направления деятельности.
Проявления реакции на встречу в Лейдене продолжаются. Так, мне стало известно, что Республиканская демократическая партия «Ирон», одним из учредителей которой был Тимур Цховребов (она ещё не зарегистрирована в министерстве юстиции), вывела его из своих рядов и приняла резолюцию, осуждающую действия Гражданского Форума. Союз защитников Отечества провёл конференцию 29 июля, на которой также в жёстких тонах осудил «голландцев» и принял соответствующее Обращение. Ожидается реакция партии «Единство». Кроме того, что и говорить, многие наши сограждане обращаются ко мне с возмущёнными комментариями по данному вопросу и готовы дать интервью кому угодно, открыто назвав вещи своими именами.

ИА «Рес»: Резонанс в нашем обществе и в зарубежных организациях получил инцидент с Тимуром Цховребовым. Ваша позиция по этому поводу?

Коста Дзугаев: «Инцидент», как Вы политкорректно выразились, проще назвать дракой, в результате которой Тимур Цховребов был побит и обратился за медицинской помощью. Сейчас слухи об этой драке обрастают хватающими за душу подробностями: то Т. Цховребову режут ножом горло, то приставляют к голове пистолет и нажимают на курок и т. д.
Участники «круглого стола» выразили сожаление в связи с этим инцидентом, и я присоединяюсь к этой позиции. Участники драки – не юнцы, а люди с немалым жизненным багажом, и таким образом выяснять отношения заведомо не стоило. Идею кулаком не повалишь, тут нужны совершенно иные приёмы для победы.
Особо подчеркну то обстоятельство, что силами, работающими против нашей Республики, инцидент вовсю используется для дискредитации существующей власти, якобы терроризирующей инакомыслящих, для создания отрицательного образа РЮО во мнении международного сообщества, а также, разумеется, для раскручивания Т. Цховребова как преследуемого диссидента. Внимание людей настойчиво акцентируется на том, что дрались с Т. Цховребовым депутаты Парламента РЮО.
Между тем такой подход в корне неверен. Ясно, что если бы Т. Цховребов подрался с политически активными дворниками, никто не указывал бы на то, что он пострадал от сотрудников ЖКХ. Здесь надо видеть, что называется, «обстоятельства на местности». Драка произошла не между главным редактором газеты «21 век» и депутатами Парламента, как это пропечатано в государственной газете (?!) «Южная Осетия», а между цхинвальскими мужчинами, каждый из которых очень заинтересованно относится к политике Республики.

ИА «Рес»: Ваш прогноз дальнейшего развития событий?

Коста Дзугаев: Если говорить непосредственно о Грузино-осетинском Гражданском Форуме, то его активность, на мой взгляд, будет продолжаться. В этом плане интересно то, что ни Варвара Пахоменко, ни Виссарион Асеев, находившиеся в Цхинвале во время проведения мной вышеуказанного рабочего совещания, не нашли возможности прийти на него и самим переговорить с репрезентативным кругом НПО – хотя я лично их приглашал (я знаком и В. Пахоменко, и с В. Асеевым). Иными словами, диалог людям, представляющим эту политическую тенденцию, не нужен. Тогда что же им нужно?
Но здесь есть один ключевой момент: осуждая подписание югоосетинскими участниками «голландского обращения», нельзя всех подписантов мазать одной краской. Обязательно надо выяснить конкретные личностные причины и мотивы участия того или иного лица в этом и других мероприятиях. У меня состоялся нормальный обмен мнениями с Земой Тедеевой, обязательно встречусь отдельно с Тамерланом Тадтаевым – меня весьма интересует его мнение об этом деле и вообще о нашей внутренней политике. Может быть, и с другими участниками голландского форума.
Думаю, всем нам ясно, что по мере приближения президентских выборов силы. работающие против нашей Республики, будут стараться наращивать свою активность.
В целом же вновь и вновь настойчиво возвращаюсь к тезису о том, что анализ причин, порождающих подобные нежелательные явления, надо начинать с самих себя: с работы государственного аппарата – всё ли делается для людей из того, чего люди вправе ожидать и требовать? С состояния общества – насколько принципиально мы ведём борьбу с попытками нравственного разложения, так ли уж решительно осуждаем клеветнические высказывания в чей бы то ни было адрес, будь то президент или рядовой гражданин?
Но это уже тема другого «круглого стола».

ИА «Рес»: Спасибо за интервью.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest