Состояние прав национальных меньшинств в Южной Осетии и осетинского национального меньшинства в Грузии

ср, 06/10/2010 - 14:11
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Выступление эксперта российской региональной организации «Возрождение-Сæндидзын» Инала Плиева на Обзорной конференции ОБСЕ в Варшаве (Польша)

Мы, жители Южной Осетии, прекрасно осознаем боль представителей национальных меньшинств, которые подвергаются угнетениям со стороны государственной власти в своих странах, потому что еще в период пребывания в составе Грузинской ССР неоднократно подвергались репрессиям, основанным на национальной ненависти.

Было время, когда, в отличие от Северной Осетии, где для развития осетинского языка были созданы все условия, в Грузинской ССР жестко запрещалось употребление осетинского языка не только в делопроизводстве, но и в официальных и образовательных учреждениях. В 1938 году осетинская письменность, исторически возникшая на основе кириллицы еще в 1798 году, была в Южной Осетии насильственно переведена на основу грузинского алфавита, и все осетинское население Южной Осетии мгновенно стало неграмотным, понадобились годы, чтобы осетины стали способны бегло читать на родном языке. В 1951 в течение одних суток со стен всех учреждений Южной Осетии были сняты все вывески на осетинском языке. Последствия сказываются до сих пор.
Сегодня, в условиях международно-признанной независимости Республики Южная Осетия, наш народ твердо взял курс на строительство демократического, прочного государства. Мы не можем позволить себе бег по граблям, столь дорого обошедшийся многим более крупным и сильным странам. Сегодня в Южной Осетии проживают следующие национальные меньшинства: русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, поляки, азербайджанцы. Представители некоторых других национальностей представлены одной-двумя семьями.
В течение примерно 20 лет успешно функционирует русское общество «Россы», в которое входят не только русские, но и осетины и представители других национальностей, разделяющие идеи, цели и задачи общества. В 1993 году было создано украинское общество «Вишня», которое в течение трех лет обращалось за помощью к руководству Украины, однако украинское руководство упорно игнорировало желание югоосетинских украинцев дружить с исторической Родиной, и члены общества органично влились в общество «Россы». В общество «Россы» входят также желающие белорусы, которые проживают в Южной Осетии. Общество имеет авторитет как среди населения, так и в руководстве, и поддерживает добрые отношения с правительственными и неправительственными организациями в России. После войны 2008 года активно содействовало борьбе с последствиями постигшего народ Южной Осетии бедствия – военной агрессии Грузии.
Также с 2002 года функционирует армянское общество «Арарат». В его составе уважаемые люди нашей Республики – врачи, учителя, представители других профессий, как армяне, так и осетины, проявляющее интерес к армянской культуре. Вся деятельность общества осуществляется за счет личных сбережений, до войны 2008 года несколько раз оно получило финансирования от президента Южной Осетии и от ОБСЕ, на что арендовало помещение и открыло воскресную школу по обучению армянскому языку и армянской культуре, но после войны, к сожалению, как и все другие правительственные и неправительственные организации, и вообще весь народ, оказалось в сложном положении.
Представители других перечисленных национальностей не объединены в отдельные общества, но это не мешает им активно трудиться на различных должностях как в государственных, так и негосударственных учреждениях.
Провозгласив Республику, Южная Осетия, где тогда была мажоритарная система выборов, сразу же зарезервировала пропорциональное количество депутатских мандатов для грузинского населения, которое составляет самое многочисленное национальное меньшинство. Сегодня, когда в Южной Осетии действует пропорциональная избирательная система, грузинское население, избавленное от военно-полицейского давления Грузии, в 2009 году приняло активное участие в выборах в высший законодательный орган страны. Они представлены в парламенте Республики.
За период существования Республики Южная Осетия, тогда еще непризнанная, в 1998-1999 годах по инициативе нашего руководства на территории, подконтрольной законным властям Южной Осетии, открыла три грузинские школы в тех селах, в которых не было школ даже в советский период. В настоящее время все грузинские школы финансируются из государственного бюджета Республики Южная Осетия, обучение в них, как и в грузинской школе Северной Осетии, ведется по программам, разработанным в Грузии. Грузинские жители у нас трудятся на различных должностях, начиная от парламента и правительства до здравоохранения, образования и силовых структур. Особо подчеркиваю, что среди грузин-сотрудников силовых структур Южной Осетии в ходе отражения вооруженной агрессии Грузии в 2004 и 2008 годах не было ни одного случая перехода на сторону войск Грузии, а единственная женщина, получившая высшую боевую награду Южной Осетии – грузинка, что говорит о том, в каком именно государстве им лучше и свободнее жить. Хорошо иллюстрирует положение грузин в Южной Осетии и факт мирного возвращения преимущественно заселенного грузинами Ленингорского района под юрисдикцию Южной Осетии, и факт продолжающегося возвращения туда тех грузинских жителей, которые покинули свои дома в суматохе огненных дней 2008 года. Дома же и имущество тех, кто еще не вернулся, бережно охраняются и властями, и силовыми структурами, о чем прямо заявил и специально приехавший из Тбилиси и ознакомившийся с ситуацией на месте крупный грузинский ученый, политолог Паата Закареишвили.
Диаметрально противоположная ситуация наблюдается в Грузии. В 1991-1992 годах оккупационные войска Грузии сожгли и разграбили 117 осетинских сел только на территории Южной Осетии. Некоторые села – такие как Хельчуа, Тлиакана и другие были сожжены вместе с застигнутым в них населением. Репрессиям, убийствам, пыткам и изгнанию подверглись и осетины, проживающие в Грузинской ССР за пределами тогдашней Юго-Осетинской автономной области. Полностью обезлюдели 9 сел Гуджаретского ущелья, села Сакавре, Пицеси и другие в Горийском и Карельском районах. По данным последней советской переписи 1989 года, подтверждающимся и из источников независимой Грузии, в Грузинской ССР за пределами Юго-Осетинской автономной области проживало 126 тысяч осетин. По данным же последней грузинской переписи в середине 2000-х, в Грузии проживало 36 тысяч осетин. Спрашивается, куда подевались остальные 90 тысяч? Это ли не этнические чистки? И сколько конкретно процентов национальных меньшинств должно изгнать государство, чтобы можно было употребить эту формулировку? Этот результат соответствует данным осетинских учреждений по учету беженцев, что в 1991-1992 годах из Грузии было изгнано 80 тысяч осетин, а остальные 10 тысяч были вынуждены уехать уже в период с 1992 по 2005 годы. Их имущество – как движимое, так и недвижимое – до сих пор не возвращено, нанесенный ущерб не компенсирован, принятый Грузией в рекламных целях закон о реституции имущества беженцев, жестко раскритикованный и УВКБ ООН, и Венецианской комиссией, так на бумаге и остался.
Произвол в отношении осетинского населения в Грузии продолжается и поныне. Так, в период частичной оккупации Южной Осетии в 1991-2008 годах имели место десятки случаев захвата осетин, которые под надуманными предлогами брошены в тюрьмы. Осетин не берут на нормальную работу, гуманитарные программы в отношении осетинского населения Грузии, о которых широко объявлялось властями Грузии, в том числе и лично с участием президента Грузии Саакашвили, свернуты, что подтверждает нашу ранее высказанную позицию о том, что это были лишь рекламные трюки. Ущемляются даже права детей из оставшихся в Грузии после этнических чисток 90-х годов осетинских семей, которые лишены права изучать осетинский язык даже в качестве учебной дисциплины. В 2007 году по просьбе родителей, министерство образования Южной Осетии направило в Грузию один большегрузный автомобиль КамАЗ с учебниками. Хочу подчеркнуть, что эта просьба была поддержана грузинами-директорами тех школ, где учатся эти дети. Однако на полицейском посту в городе Гори автомобиль был задержан, а учебники конфискованы. Судьба этих учебников до сих пор неизвестна. Грузинские официальные лица заявили, что эти учебники были политически ангажированы. Но это были не учебники по философии, истории и литературе, где еще могут быть политические моменты, а по языку и национальным обычаям для детей от первого до пятого классов, которые ничего не смыслят в политике. Южная Осетия по этому поводу неоднократно обращалась и к руководству Грузии через формат переговорного процесса, и к тогдашнему руководству ОБСЕ (Испания), и к послам ОБСЕ, но эти инстанции, исходя из пренебрежения к правам национальных меньшинств, проигнорировали наши обращения.
Такой подробный экскурс понадобился для иллюстрации на примере Грузии того, как хрупка и непрочна государственность, которая основана на идеях национализма и шовинизма. Нарушение прав других народов наносит тяжелый ущерб и представляет серьезную опасность в первую очередь именно тем странам, которые эти права нарушают.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest