Геноцид осетинского народа в 20 гг. ХХ века. Мы помним. Ефим Харебов

вс, 24/10/2010 - 15:51
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Харебов Ефим Петрович, 1920 г.р. , житель села Хвце Дзауского района Южной Осетии

Семья моего деда Давида Харебова жила в селе Хвце Дзауского района Южной Осетии. Семья была большая, дружная, 17 человек. Все жили в одном доме. В 1918 году в нашем селе, как и во многих местах Южной Осетии, провозгласили Советскую власть. Наш односельчанин Парастаев Тотр устроил митинг, на котором было принято это решение.
И вот наступил кровавый 1920 год. Грузинские меньшевики начали уничтожать людей и их имущество. Наше село как одно из первых в Южной Осетии, принявшее Советскую власть, было у них на особом счету. Прослышав о том, как сжигают другие силы и мучают людей, семья моего деда тоже встревожилась. Моя мать надежда Газаева вырыла в доме яму (пол был земляной) и убрала туда все ценные вещи и оружие. Затем она засыпала яму землей и выровняла, надеясь, что даже если и сожгут дом, останется хоть что-то.

Тем временем карательный отряд меньшевиков добрались и до нашего села. семья моего деда была вынуждена покинуть свой дом и бежать. Дорогая была длинная и трудная. Дети выбивались из сил. Из всего имущества смогли взять с собой только одного быка. Мне тогда было всего 6 месяцев. Моя мать отломила доску от забора и привязала к ней – так ей было проще меня нести.
В горах лавины частое явление. В горах беженцы наткнулись на прошлогоднюю лавину. Поверхность ее была прочной. Сначала по ней провели быка, затем стали перебираться сами. Мать не смогла меня удержать, и меня, привязанного к доске, унесло в ущелье. Мать стала причитать и убиваться…
Надо сказать, что я был долгожданным ребенком. Родился первый, после девяти лет брака моих родителей. Мать отказалась идти дальше, пыталась спуститься вслед за мной. Один из соседских мужчин сказал, что спустится сам и достанет труп ребенка. Никто даже не мог подумать, что я могу выжить после падения с такой высоты. Мужчина с трудом добрался до дна ущелья и вытащил меня. Как мне рассказывали родители, все были просто потрясены, увидев, что в выжил.
Вот так, с ужасными трудностями бежали мирные осетинские труженики от озверевших войск грузинских меньшевиков.
Шло время, и мой отец со своим братом решили тайком приехать и посмотреть, что сталось с их домом. Когда огни добрались до селения Каркусовых, они наткнулись на пирующих грузинских меньшевиков. Те поймали их и заперли в хлеву. На ночь оставили охранника стеречь арестованных. В том селе жила девушка из фамилии Харебовых. Она взяла из дому водку и напоила охранника. Он заснул и пленникам удалось бежать.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest