О перспективах экономического сотрудничества Южной Осетии с Белорусью в интервью ИА «Рес» рассказал белорусский эксперт Юрий Шевцов.
В каких сферах, по Вашему мнению, возможно эффективное экономическое сотрудничество между Южной Осетией с Белорусью?
Это зависит от отношений Южной Осетии и Грузии. Точнее, от того, насколько открыта граница Южной Осетии и Грузии. В случае легкого пересечения этой границы Беларусь, как и иные страны, будет заинтересована в транзите через Южную Осетию в Грузию и из Грузии на юг России. А также в использовании Южной Осетии как региона, где можно осаждать свои предприятия, работающие на самом емком в Грузии региональном рынке Тбилиси и окрестностей Тбилиси.
Если граница станет проницаемой, Беларусь может очень быстро нарастить в Южной Осетии производство сельско-хозяйственных товаров. Полного цикла - от обработки земли до расфасовки переработанных продуктов. Возможна поставка молочного порошка в Южную Осетию даже самолетами и производство из него целого ряда молочных продуктов.
Возможно быстро создать в Цхинвале и окрестностях рекреационных и медицинских объектов. В Беларуси очень успешно функционирует старая советская санаторная система. Отпочковать от одного-двух санаториев своего рода их филиалы в Южной Осетии - легко. Была бы гарантия спроса на эти услуги. Также легко разместить в ЮО крупные медицинские учреждения, рассчитанные на экспорт услуг. Скорее всего, в условиях Южной Осетии и ближайших грузинских районов это могли бы быть роддома, поликлиники, некоторые специализированные медицинские услуги, наподобие лазерной коррекции зрения. Белорусский плюс по сравнению с многими иными поставщиками такого рода услуг - контроль со стороны государства, который обеспечивает вполне терпимое качество услуг. Говоря упрощенно, кидалово бывает нечасто, и если сказано взяток не брать, это вполне возможно даже в медицинской сфере.
Открытая граница Южной Осетии с Грузией при сохранении Республикой своей независимости могло бы превратить Южную Осетию в страну-опору Беларуси на Кавказе. Выстроить теснейшие отношения между Беларусью и Южной Осетией просто. Южная Осетия - страна небольшая, Беларусь - средняя, главное поставить такую задачу. А географическое положение Южной Осетии как плацдарма для работы по всему Закавказью - идеальное. Можно было бы превратить Южную Осетию в своего рода свободную экономическую зону, ориентированную на рынок всего Закавказья.
Как это будет выглядеть на практике?
Практически это могло бы выглядеть очень просто: Беларусь могла бы построить в Южной Осетии типичный белорусский агрогородок под ключ, какие сейчас строятся в Венесуэле, предполагается построить в Казахстане и некоторых иных странах. Агрогородок - это модернизированная бывшая центральная колхозная усадьба, где качество жизни примерно как в городе: тротуары, бассейн, спортзалы, клубы, все коммуникации в домах и т.д. Но люди заняты сельскохозяйственным производством. Само производство механизировано и автоматизировано. Как советский колхоз-миллионник. Только качество жизни у людей и доходы выше, чем при советской власти. И в агрогородке также располагается всегда большой комплекс перерабатывающих предприятий. Венесуэла платит Беларуси за один агрогородок под ключ - сам поселок, поля с поставленной агротехнологией, перерабатывающие предприятия, всю технику, обучение персонала и менеджмент - примерно по полмиллиарда долларов. Причем численность населения в таком венесуэльском белорусском агрогородке предполагается тысяч 20. Два-три агрогородка на месте восстановленных советских колхозов и Южная Осетия будет процветать.
А в Цхинвале - уже объекты услуг и некоторые промышленные предприятия. Главное - чтобы была открыта границу с Грузией, и Южная Осетия при этом сохраняла свою независимость.
Открытие границы РЮО с Грузией пока долгосрочная перспектива. С чего можно начать уже сейчас?
В случае, если граница с Грузией будет закрыта долгое время, Беларусь также теоретически может сотрудничать с Южной Осетией. Но это будет менее масштабное сотрудничество. Оно упирается в узкий рынок Южной Осетии, отношения Беларуси с Грузией (Грузия необходима как коридор для каспийской нефти), препятствий со стороны российских конкурентов и разного рода «групп влияния», которые опасаются побед белорусов на тендерах при освоении федеральных средств, выделяемых для развития Южной Осетии. Например, если бы Беларусь получила треть тех, иногда называющихся исчезнувшими, денег, которые в прошлом году Москва выделила на восстановление ЮО, и построила за эти средства один агрогородок под ключ, это было бы куда более эффективным их вложением, нежели то, что вышло на деле. Южная Осетия в этом случае имела бы действующее крупнейшее по масштабу для небольшой страны предприятие, работающее на местных ресурсах, понятных технологиях и на местных кадрах.
Беларусь и Южная Осетия могут также уже сейчас выстраивать отношения в таких на первый взгляд малозначимых сферах, как профтехобразование и высшее образование. Это все в Беларуси сохранено и хорошо функционирует. Граждане Туркмении, например, составляют третью по численности иностранцев группу среди студентов белорусских ВУЗов. Почему бы и осетинам не воспользоваться такими возможностями?
Есть и экзотические, но перспективные сферы возможного сотрудничества. Александр Лукашенко объявил недавно, что Беларусь будет развиваться по модели, напоминающей Швейцарию. То есть будет развиваться крупный финансовый сектор. Можно себе представить, какие возможности может получить Южная Осетия, выстраивая отношения с Беларусью, если разовьется в нечто наподобие Лихтейнштейна при Швейцарии. Хотя это, безусловно, вариант экстравагантный и правильнее отталкиваться от более простых форм сотрудничества.
В какой степени позиция руководства Белоруси влияет на контакты с Южной Осетией?
В Беларуси запрета на сотрудничество с Южной Осетией нет. Есть эмоционально хорошее отношение к южным осетинам и к осетинам вообще. Пока проекты белорусов и белорусских структур не выходят на уровень политики, они могут развиваться свободно. А, вот там, где уже нужна политика, там все упирается в вопрос о признании Южной Осетии со стороны Республики Беларусь. Но этот уровень редко кому из белорусских граждан, работающих в Южной Осетии, может быть нужен. Южная Осетия - страна небольшая. Чтобы вывести совместные проекты на уровень высшего политического руководства Беларуси, надо много постараться.