Нарты. Дети Солнца. Рожденные в огне. Эти эпитеты проходят невидимой линией сквозь все сказания о нартском народе, начиная с самого первого нарта – Бастысарытыха. Первый огненный нарт, сразу после рождения бросается в море, которое он высушивает своим жаром, а затем начинает испытывать свои силы в борьбе с различными силами природы: водой, лесами, горами и прочим. Все нарты несут в себе божественное начало огня в отличие от прочих. В борьбе с врагами нарты имеют способность быть неуязвимыми, но, раскаляясь в борьбе до сильного огня, они слабеют, и тогда им нужна вода, море, океан, чтобы окунувшись в воду, и снова стать закаленным, как булат.
Те же из них, кто не находят воды – погибают. Один из самых известных нартов, погибший по данной причине – «непобедимый» Батрадз, вступивший в схватку с небожителями и приведший их «в полное отчаяние от своего гнева». В результате небожители обратились за советом к самому Богу, который и посоветовал за
манить великолепного Батрадза в «безводную степь Кибитскую»…
В раскаленной жаре, в безводной пустыне
Булатный Батрадз, как жар, раскалился.
От жара его даже таяли камни,
Подобно снегу,
И жизни буса его – его счастья зерно –
В заушине нарта от накала растаяла.
И сил лишившись он, свалился на месте…
Батрадз стал последним нартом, погибшим по причине «чрезмерной раскаленности». Первый же кого постигла подобная смерть является старейший нарт Сауасса, прямой потомок Бастысарытыха, после смерти которого Нартский род стал делится на три колена: Алагата, Борат и Ахсартагката. Последний бой старика Сауасса малоизвестен, поэтому приведем его эпизод.
Как-то молодые нарты ушли в поход и этим воспользовались надвинувшиеся войско «уаигов» и «маликов», осадивших аул Нартов, в результате чего старому герою Сауасса пришлось против всей этой массы сражаться три дня одному.
Началась битва, сыпались удары,
Но ничего не могли они
Сделать со стариком.
Тогда крикнул один из врагов:
«Не умрет он от наших ударов:
Он рожден из огня, его меч не берет.
Рожденным из огня
Только погибнуть в огне!».
Всей массой сразу на него навалились,
Под себя подмяли они старика,
Ноги и руки ему крепко связали,
Развели под ним огромный костер.
Старик Сауасса превратился
В сильный жар.
Вся одежда на нем дотла сгорела.
Сгорели и веревки, его связывавшие,
Ноги и руки его развязались,
Теперь он ищет воды,
Чтобы в ней искупаться,
Но не было вблизи нигде воды.
Раскаленный, как жар,
С высоты крепости
В самую гущу врагов он кидается,
Раскаленный, как огонь,
Сауасса своей железной палицей
Стирает в порошок врагов своих.
В конце же боя, почуяв,
Что силы падают,
Взял старик направление к морю,
Стал бежать он к воде,
Но подкосились уж колена его,
Лишь шаг оставался до самой воды,
Там он свалился,
Искры метали его раскаленные глаза,
Булатное же тело его
Испускало огненное пламя.
Тянулся он с силой к воде,
Но напрасно
Где было ему дотянуться до моря…
И вот весь он вспыхнул
Синим пламенем;
От сильного жара его
Треснула земная кора.
Старик Сауасса погрузился
В трещину земли,
Испуская синее пламя…
Любопытен и эпизод в сказаниях, связанный с борьбой Нартов против злых сил Кара и Карафа, в результате которой, когда дети Солнца оказываются в трудном положении, на помощь нартам приходят сыновья Бога Огня.
Сказания о Кар и Карафе, олицетворяющих собой злые силы природы (в данном случае холод, мороз, зимнюю стужу) и выступающих против нартов в защиту нартских врагов, и своих сподвижников, переданы в эпосе следующим образом:
В то время, как нарты пировали,
Под прикрытием черной коры земной,
Кар и Караф сидели вместе.
Сидели и совещались меж собой,
Оберегая себя от лучей солнца.
И вот к ним через отверстие («ердо»)
Скатилась голова великана (уаига),
Упала к ним прямо на грудь.
Кар съежился, застонав от злобы,
Караф же похолодел, защелкал зубами.
Мороз и холод (Кар и Караф) узнают
От скатившейся головы о том, что
Великан погиб от руки
Нартов Уархага и Уархтанага.
Кар и Караф тайно пробираются
В селение нартов,
Укрываясь меж горами.
Тогда река Уартдзаф
(На которой жили нарты),
Вздувалась и покрывалась льдом,
Потекла из гор по равнине степной.
Черные «донбеттыры» (водяные)
Нырнули в глубину морскую.
Кар же, вздуваясь и кладя синий лед,
Всю землю нартов обхватил собой,
Перепахивая своей ледяной сохой
Все места от моря до гор,
Хороня под синий лед
Черную (плодородную) землю.
На помощь им пришел
Пожиратель плодородной земли (Пилтхор)
Глотая огромной массой весь чернозем.
Угнав от нартов их достаток
И изобилие («баркад»),
Кар охватил своим мерзлящим дыханием
Селение нартов и весь народ,
Лег на них страшным холодом Караф.
Кар же все щели и дымоходы домов
Забил синим льдом.
Не давая им выйти из дома,
Тут же замораживали они людей.
Так мучили они народ
Без воды и без пищи…
На помощь нартам приходят сыновья Бога Огня – Бог угля и Бог пепла, которые своим теплом растапливают весь лед, и нарты гонят Кара и Карафа от себя.
Однако, впоследствии, в сказаниях говорится, что последние так легко не сдаются и борются с переменным успехом, пока, в конечном итоге, Бог Огня не дохнул на всю землю своим могучим дыханием, и не превратил в воду горы льдин, которые успели наворотить Мороз и Холод за это время.
Подготовлено по материалу статьи М.Туганова «Новое в нартовском эпосе», («Известия ЮОНИИ», 1946 г.)
Юго-осетинская газета «Республика»