Нафи Джуссойты: «Из пяти докторов наук нас осталось двое»

сб, 02/04/2011 - 18:52
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Доктор филологических наук Юго-Осетинского Научно-Исследовательского Института Нафи Джуссойты в свои 86 лет продолжает усердно заниматься научной деятельностью и готовить себе на смену деятелей науки, никогда не опаздывает и умеет радоваться жизни, не оглядываясь на прожитые годы, идти вперед, чтобы успеть сделать как можно больше.
В интервью ИА «Рес» ученый обозначил беспокоящие его проблемы в научной жизни Южной Осетии.

Нафи Григорьевич, как Вы оцениваете сегодняшнюю научную жизнь Южной Осетии?

В научной жизни нашей Республики на сегодня задействован только советский состав. Какова будущность нашей науки, судить сложно, но на сегодня я никаких ярких перспектив не вижу. Бурное развитие науки было после грузино-осетинской войны в 1990 году. Тогда впервые мы посылали абитуриентов в аспирантуру. Я помню, что мы ездили со своими лекциями по России и загранице. И помню, как в советские годы в Венгрии мы были с курсом наших лекций, где я, общаясь с профессорами, узнал, что на Венгрию с ее 10-миллионным населением было всего четыре доктора наук, а у нас тогда с нашим 75-тысячным населением было пять докторов наук. Венгры, конечно, были удивлены (улыбается).

Ведется ли работа по привлечению молодых кадров в наш НИИ?

Мы не должны проводить работу по привлечению кадров. Наука без таланта невозможна. Человек должен сам осознавать, есть ли у него тяга и способности к науке. Во всяком случае, из тех, кто приходил к нам, нет таких, которые бы действительно продолжили творческую и научную жизнь нашего института. У нас было пять докторов наук в НИИ, сейчас нас осталось двое — это я и Николай Габараев. То, что нам не идет смена, конечно, печально. У нас хотя бы есть двое наших учеников, которые хотя бы защитили кандидатские диссертации — это Валерий Гобозов и Мелитон Казиев. Что делать? Других нет.

Есть ли в сегодняшней творческой среде талантливые писатели?

Молодых писателей сейчас нет. Молодыми считаются писатели до 30 лет. После этого возраста они уже не молодые. Но таких сейчас нет, честно говоря. Есть, конечно, некоторые, кто пишет на уровне самодеятельности. Но сказать, что кто-то проявил уже серьезный талант и написал серьезное произведение, не могу. Хотя есть на примете пара начинающих, которые занимаются писательской деятельностью, и можно надеяться, что осетинская литература не останется бесхозной. О писателях очень хорошо сказал Максим Горький на съезде литераторов в 34-м году. Цитирую дословно: «Писатель должен знать как можно больше — я за то, чтобы знать все». Это, конечно, максималистское требование, но и я придерживаюсь этого мнения. Если бы Коста Хетагуров не знал всю мировую классику, он не был бы Коста. Если бы он знал только народные песни и фольклор — он вряд ли бы приобрел такую известность.

А кому из писателей Вы отдаете предпочтение?

Нафи Джуссойты: Когда человек молодой — он более романтичен и склонен к Лермонтову, с годами начинаешь любить Некрасова. Очень привлекателен поэтический опыт Тютчева. Потом уже идут Маяковский, Блок, Есенин. Особенно близок нам нравственно, психологически и просто идеологически Есенин. Был однажды такой случай: в Рязанской губернии, откуда был родом сам поэт, работал токарем один осетин. В отцовском доме Есенина надо было обновить избу. Этого осетина на работы наняла мать Есенина. Когда токарь узнал, что она мать великого поэта, он сделал ей все работы бесплатно от того, что Есенин происходил из простой семьи трудящихся и был близок по духу нашему народу. Ориентироваться надо на лучших писателей.

Над чем Вы работаете сейчас?

Я сейчас особо ни над чем не работаю. Просто живу по библейским заветам. Там сказано: «Есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать». Я пишу стихи с 10 лет, а мне уже 86. Так что все, что я писал, я сейчас собираю по уголкам. Когда соберу, подумаю, что со всем этим делать.

Мария Котаева

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest