О результатах работы в ходе Женевских дискуссий и о последнем заявлении президента Грузии М. Саакашвили в Вазиани в интервью ИА «Рес» с полномочным представителем президента РЮО по постконфликтному урегулированию, руководителем югоосетинской делегации на Женевских дискуссиях Борисом Чочиевым.
- Недавно президент Грузии Михаил Саакашвили посетил военную базу грузинской армии в Вазиани и заявил, что руководство Грузии не будет останавливаться в своей политике усиления вооруженных сил. Он также заявил: «Мы достигнем того, чтобы вооруженные силы Грузии были очень хорошо подготовлены для выполнения почти невыполнимых задач, которые наша жизнь поставит перед нами». Тем самым Саакашвили почти дословно повторил свое же заявление трехлетней давности «Наш враг – там и мы должны его уничтожить!», которое он сделал во время открытия гурийской военной базы до начала военной агрессии против Республики Южная Осетия, указывая пальцем в сторону Южной Осетии. О чем, по Вашему мнению, свидетельствуют такие знаковые заявления?
- Несмотря на то, что Южная Осетия уже тогда била тревогу по поводу таких провокационных заявлений Саакашвили, свидетельствовавших о его намерении положить конец процессу мирного урегулирования в рамках СКК и начать полномасштабные силовые действия, США, ОБСЕ и ЕС не только не обратили внимание на такое поведение Грузии, но и продолжили щедрые поставки в Грузию вооружений, в том числе наступательных, которые были использованы для совершения массовых убийств сотен мирных жителей Южной Осетии в августе 2008 года.
Российская же Федерация, в отличие от них, задолго до августовской агрессии Грузии против Южной Осетии, анализируя происходящее, требовала от Грузии подписания документа о неприменении силы против Южной Осетии и вместе с последней предупреждала международное сообщество о готовящейся военной авантюре со стороны режима Саакашвили.
- До оглашения выводов комиссии по расследованию событий августа 2008 года многие высокопоставленные политики из разных стран заявляли, что результаты ее работы повлияют на позицию их стран по данной проблематике. Однако комиссия по итогам своей работы сделала заключение, что войну начала Грузия. Учитываются ли в международной политике выводы комиссии ЕС во главе с Хайди Тальявини?
- Независимая комиссия ЕС во главе с госпожой Хайди Тальявини после длительного сбора и изучения фактов доказала, что войну начала Грузия. Но США и некоторые другие страны, руководители которых наравне с Саакашвили несут ответственность за эту войну, на деле отказываются признавать этот итоговый доклад и продолжают выдвигать против Южной Осетии и России различные необоснованные обвинения. Внешнеполитическое ведомство РЮО и участники Женевских дискуссий от Южной Осетии ведут большую работу в этом направлении.
Вместо решительного осуждения Саакашвили, которого международная комиссия четко и недвусмысленно признала военным агрессором, на днях представители ЕС и США высказали критику в адрес министра иностранных дел России господина Сергея Лаврова за его плановый визит в Республику Южная Осетия и Абхазию, по всей видимости, за то, что именно руководство России, в том числе господин Сергей Лавров, а не представители США и ЕС, преследует исключительно мирные цели: восстановление разрушенной Южной Осетии и подписание Грузией соглашения о неприменении силы в соответствии с договором Медведева-Саркози.
- Как такая позиция и такие действия по неприкрытой подготовке к войне соотносятся с продолжающимися Женевскими дискуссиями, которые, как заявлялось первоначально, ставят перед собой цель достижения прочного мира?
- Действительно, в этих условиях двусмысленного поведения США и ЕС закономерно возникает вопрос: насколько эффективно и результативно проводятся Женевские международные дискуссии, где большинство участников преследуют цели, противоположные заявленным, а именно – уводят дискуссии от подписания юридически обязывающего документа о неприменении силы, вооружают агрессивный режим Саакашвили и с молчаливым одобрением наблюдают его подготовку к новой войне.
Вызывает недоумение и позиция сопредседателей Женевских международных дискуссий, которые реагируют на шаги Грузии молчаливым одобрением. На трех последних встречах в Женеве представители США в дискуссиях господин Ф. Горден и госпожа Т. Кайданау, как и сопредседатели дискуссий, старались убедить других участников в том, что устные заверения Саакашвили о неприменении силы должны быть восприняты на веру. Мы считаем это абсурдным, учитывая, что Саакашвили нарушил даже письменно зафиксированные в международных договорах обязательства Грузии.
Если и дальше нам будут навязывать ведение дискуссии в таком же русле, то мы вынуждены будем в очередной раз вернуться к понятию «международные дискуссии» применительно к Женевским дискуссиям. Кто и где решил, какие стороны и представители каких государств или международных организаций должны участвовать в этих дискуссиях? Каким образом и на каком основании на них присутствуют представители Соединенных Штатов, а не Франции, Германии, Китая или Казахстана?
Кто дал полномочия представителям ЕС, ОБСЕ и ООН председательствовать на этих встречах и так далее?
- Какую оценку нынешнему сопредседательству Женевских дискуссий, их формам и методам работы Вы можете дать?
- В любом случае, факт остается фактом – сопредседатели и некоторые участники вольно или невольно ведут Женевские дискуссии к провалу, так как главная цель этих дискуссий (гарантии безопасности для Южной Осетии и Абхазии со стороны Грузии в виде юридически обязывающего документа) за прошедшие 15 раундов фактически сведена к разряду второстепенных задач, которые они стараются обсуждать формально, без стремления достичь результата. Югоосетинская, абхазская и российская делегации в Женевских дискуссиях еще в начале 2009 года представили свои проекты по вопросу неприменения силы и продолжают вести активную работу, встречая отпор со стороны других участников. Женевские дискуссии фактически превращаются в дымовую завесу, призванную скрыть подготовку Грузии к новой войне. И это не только наша оценка – все честные люди так думают. На низкую эффективность Женевских дискуссий указал и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Мы считаем, что Женевские дискуссии нужны, но необходимы коренные изменения организационного и методического характера, которые нужно привести в соответствие с первоначально поставленными целями. Нам нужен результат, а не бесконечно продолжающиеся встречи.
- Можно ли еще улучшить ситуацию и повысить эффективность дискуссий, к чему призывают и Южная Осетия, и генеральный секретарь ООН?
- У Южной Осетии есть конкретные, конструктивные предложения по выходу из сложившейся тупиковой ситуации, и к ним необходимо прислушаться самым внимательным образом, так как именно Южная Осетия стала первой жертвой военной агрессии Грузии.
- Спасибо.
Беседу вел Инал Плиев