Много памятников разрушено и пришло в негодность как источник

сб, 23/07/2011 - 11:24
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

(продолжение)

Хотелось бы отметить ряд положений, которые касаются археологической науки, в частности, и осетиноведения в целом. Чтобы понять явления, наблюдаемые на протяжении весьма длительного периода, важно знать, что понятие культура мы можем употребить для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций.
Известный осетинский ученый, мой коллега, доктор исторических наук, профессор Р.Г.Дзаттиати считает, что "сложная история осетинского народа слабо освещена в письменных памятниках, а потому она может быть исследована и прочитана на основании изучения вещественных источников, т.е. археологических памятников, объектов".
Археологические памятники народа являются материальным воплощением его истории, они дополняют и уточняют определенные моменты прошлого быта, восполняя отсутствие нарративных источников.

Погребальные и культовые памятники, архитектурные сооружения, различные категории предметов обихода, культов, утилитарно-ритуального назначения, орудия труда, вооружения, предметы украшения, монеты, и т.д., дают неоценимый материал для реконструкции истории насельников, живущих на Центральном Кавказе, и в частности, на территории Южной Осетии с незапамятных времен, а если быть конкретнее, с эпохи палеолита (2 млн 700 тыс.- 10 тысяч лет тому назад). Именно материалы археологического характера являются тем фактором, который показывает, что история народа (в данном случае осетинского) по крайней мере с эпохи бронзы, с носителей кобано-тлийской культуры, которые, как это доказывает известный осетинский ученый-кавказовед профессор Б.В.Техов, были индоевропейцами, формировалась в соответствии с общими закономерностями развития человеческого общества, в конкретных исторических условиях.
В основе исторического развития, в данном случае осетинского общества, лежали как внутренние, так и внешние факторы общеисторического процесса от первобытно-общинных форм до классовых отношений. Одним из этих важных факторов была внешняя среда, позволившая предкам осетин иметь относительно широкие международные политико-экономические и этнокультурные связи. Именно это обстоятельство позволяет нам обнаруживать предметы и явления материальной культуры исследовать культурные и общественные традиции, присущие народам как близлежащих, так и отдаленных культурных регионов, с народами которых предки осетин не могли не общаться.
У предков осетин общественная жизнь шла теми же путями развития, что и у большинства народов мира, т.е., как считает видный осетинский ученый А.Х.Магометов: "…пути развития общественной жизни осетин являются подтверждением общих закономерностей развития человеческого общества…"
Чтобы понять и представить картину исторического развития осетинского народа, ее южной ветви, в лице народа Южной Осетии, надо знать истоки истории осетинского народа, проживающего на южных склонах Главного Кавказского хребта, в его центральной части, его всеобъемлющие связи исторического характера, этногенетические процессы, вопросы становления человека и человеческого общества на территории Южной Осетии, с учетом того, что в разные исторические периоды жизнь человека изменялась и развивалась вместе с изменением и развитием производительных сил и географической среды.
В свое время известный русский ученый Б.А. Куфтин писал, что в центральной части южного склона Главного Кавказского хребта можно выделить особую культурно-производственную ветвь. Именно на Центральном Кавказе, ставшей родиной предков современных осетин, появилась одна из ранних цивилизаций на земле. Она была создана коренным населением эпохи бронзы, получившим в науке название кобанцев (по месту первых находок археологических предметов в с. Кобан Северной Осетии), хотя в сегодняшних реалиях, когда у нас есть уникальные материалы из с. Тли, эта культура с полным основанием может называться кобано-тлийской культурой эпохи бронзы.
История Южной Осетии начинается с каменного века, с первобытнообщинного строя (2 млн 700 тыс. лет назад). Следы обитания древнейших людей (современная наука относит выделение человека из животного мира на 5 млн. лет назад, а современный физический облик (homo sapiens - человека разумного) оформился 40-35 тыс. лет назад) обнаружены в Южной Осетии в Знаурском районе - в Лаше-Багета, Калет, Тигва, Гаристау, Чедилет, Дзагина, Квасатал, Чвирпнис, в долине р.Метехская, Проне, Нагутни, Пичиджын, Цнелис, Корнис (сароты сæр), Ожора и т.д.
В Дзауском районе - пещерные стоянки Кударо I-II-III-IV-V Цъон (Бубы-хох- 35-10 тыс шт.), Морго, Цру, - 700 тыс.- 120 тыс. лет назад.
В Цхинвальском районе - окрестности г. Цхинвал (открытая проф. В.П.Любиным Цхинвальская культура эпохи камня), Дампалет, Квернет, Тамарес, Чех, Ачабет (Анчбабет?! - по абхазской фамилии Анчба - предков небезызвестных князей Мачабели), Кусрет, Каркуысты хъау, Джидчойтæ, Джермугская гора, 700 тыс. - 30 тыс. лет назад.
Памятники эпохи неолита (новокаменный век является завершающим этапом самого длительного периода в истории человечества) обнаружены в сс. Цнелис, Рустау, Лаше-Багета, Пичиджын, Нагутни, Калет, Зар, относящиеся к 8-6 тысячелетию до н.э.
Эпоха энеолита IV - III тыс. до н.э. представлена памятниками к северо-востоку от Цхинвала в местности т.н. Згудрисгверда, Нацаргора, к юго-западу от Цхинвала, с.Нул Знаурского района, недалеко от с.Ирон Прис, в местности Кулы хуым к востоку от Цхинвала, недалеко от с.Ирон Прис, в т.н. местном Молозан.
Эпоха ранней бронзы III тыс. до н.э. представлена материалами из окрестностей Цхинвала, сс.Дзагина, Нул, Куасатал, Коринта, Гуфта, Терегуан, Ожора, Рустау, Корнис, Стырфаз, Арчнет, Уаллаг Монастер.
Эпоха средней бронзы (первая половина II тыс.до н.э.) представлена материалами из сс.Нул, Куасатал, холм Нацаргора, с.Аунеу, с.Ирон Прис, в г.Цхинвал, на правом берегу р.Большая Лиахва, во дворе Цхинвальского лесокомбината, у с.Хетагурово (Цунар), у с.Принеу (на кургане), у с. Тли, Скорпионов склон (к востоку от химзавода (г.Цхинвал).
Наиболее изученным периодом в Южной Осетии на сегодня считается эпоха поздней бронзы (вторая половина II тыс.до н.э.) материалы из известного Тлийского могильника (XVI в.до н.э. - V в. до н.э.), из Скорпионова склона, недалеко от с. Ирон Прис, с.Цоис, в местности "Цыртырагъы ахо", с.Ожора, с.Стырфаз, с.Арагви, с.Ачабет, Чех, с.Бузала, с.Хвце, с.Хелчуа, Дисеу, с.Члиана, с.Гром, с.Цоид, с.Рук, с.Мсхлеб (Кардоджын), с.Зарцем и т.д.
Памятники скифского периода VII-VI вв. до н.э. представлены рядом памятников из Кобет, Квайса, Тли, Дзау, Стырфаз, Бузала, Рустау, Чех, Цорбис, Ачабет, Арчнет, Корнис, Ожора, Уаллаг Лиса, г.Цхинвала, с.Ирон Прис, Члиана, Цолд, Алеу, Канчавет, Садзегур, Коринта, Бол, Рук, Дзомаг, Ортеу и т.д.
Сармато-аланское время (IV в. до н.э. - II-IV вв. н.э.) представлено памятниками из Рук, Згубыр, Едыс, Брытат, Тли, Урсдзуар, Дыргджын, Сохта, Хвце, Стырфаз, Дзау, Морго, Жриа, Джер, Залда, Пичиджын, Чирцина, Зарцем, Рустау, Монастер, Арчнет, Ожора, Дзагина, Уаллаг Лиса, Аунеу, Принеу, Бахъатыхъæу, Ход, Тигуа, Терегуан, Знаур, Паткнет, Цнелис, Часавал, Гопæджын, Квайса, Горет, Аркинарет, Члиана, Гром, Закор, Канчавет, Садзегур, Алеу, Белур, Абреу, Бол, Курта и т.д.
Раннесредневековье представлено материалами из местностей Эдыс, Ачабет, Стырфаз, Гром, Курта, Дзау, Цхинвал, Тбет, Икот, Арджинарæг, Рук, Дзомаг, Брытат, Тли, Корсеу, Шихантур, Шипран, Хвце, Жриа, Цорбис, Еред, Нацаргора, Паткнет, Садзегур, Алеу, Канчавет, Бол, Коринта, Ленингор.
Одно лишь перечисление памятников (и то не всех) материальной культуры, выявленных посредством работы разных поколений археологов на территории Южной Осетии, говорит о насыщенности памятниками нашей с вами истории во всех районах республики. Памятники, которые позволяют нам говорить о вопросах древнейшей и древней истории нашего культурного региона, где человек проживает уже с эпохи камня. С учетом данных пещерных стоянок Кударо (I-II-III-IV-V) и Бубской (Цъонской) пещеры проживание человека на нашей территории начиная с 700 тыс. лет назад (дожельская эпоха) и до сегодняшнего времени!
Памятников много - исследователей… фактически нет, к большому сожалению, нам, вероятно, в ближайшие несколько лет придется приглашать специалистов со стороны, т.к. у нас нет своих кадров. Наши памятники ждут своих исследователей, ждут, когда мы сможем приоткрыть завесу их многовековых тайн, что, вероятно, поможет нам ответить на ряд вопросов нашей истории, в том числе и этногенеза осетинского народа, вопросов материальной и духовной культуры нашего народа, неразрывной цепи, связывающей кобано-тлийцев, скифов, сарматов, аланов, и современных индоевропейцев - осетин.

Роберт ГАГЛОЙТИ, директор ЮОНИИ им.З.Н.Ванеева, заслуженный деятель науки РЮО

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest