Президентские выборы в Южной Осетии. Небольшая история большого события

VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В преддверии президентских выборов в Южной Осетии мы решили сделать небольшой экскурс в историю их проведения. При этом стоит заметить, что в нашей Республике, как и в Абхазии, происходит смена третьего поколения политических элит, в отличие, например, от Приднестровья, где история президентских выборов связана только с именем одного человека. А потому нам есть, что вспомнить и о чем рассказать.
В Южной Осетии институт президентства появился согласно законам политического развития. В основе этой формы государственного устройства – укрепление единовластия, которому предшествуют различного рода политические и социальные процессы.

Введению поста президента в Южной Осетии в конце прошлого столетия пред-шествовал серьезный внутриполитический кризис, едва не закончившийся гражданской войной. В начале 1996 года Республика переживала серьезные социально-экономические трудности. Низкие зарплаты, которые порой не выдавали месяцами, перебои с электричеством и газом, все это создавало условия для активизации протестных настроений в обществе. А оппозиция в то время была серьезной. В ее среде были не только чиновники, но и люди имевшие авторитет среди сил самообороны и в среде молодежи. В феврале страна оказалась на грани открытого вооруженного противостояния. Оппозиция потребовала отставки главы государства Людвига Чибирова. В районе Текстиля (северо-восточная окраина г.Цхинвал – ред.) был организован штаб оппозиции. Здесь собралось много вооруженной молодежи. Формальным поводом для активных действий послужило убийство в центре столицы начальника коммунального хозяйства, представителя оппозиции В. Тадтаева.
Оппозиция имела широкую поддержку и среди депутатского корпуса. В ее распоряжении было и независимое телевидение, по которому выдвигались определенные требования. Однако, несмотря на сложную и непредсказуемую обстановку, исход политического противостояния определила сессия Верховного Совета РЮО. 23 февраля большая часть депутатов оказала поддержку Л. Чибирову. Спустя несколько дней в районе Текстиль произошла перестрелка, в результате которой погибли сотрудник ОМОН и местный житель. Стало понятно, что ситуацию на самотек пускать нельзя. Власти применили силу закона. Представители оппозиции поняв, что игра заходит слишком далеко, уступили в своих требованиях.
В результате февральского кризиса председатель Верховного Совета Л. Чибиров понял, что парламентская Республика не дает ему необходимых властных полномочий. Слишком много зависело от воли отдельных депутатов. Необходимо было искать другие формы личной власти.
После событий февраля Л.Чибиров смог укрепить свои позиции. Немалую роль тогда сыграла и поддержка Компартии, одной из серьезных политических сил в РЮО на тот момент. Поэтому глава Республики мог пользоваться значительной поддержкой в своих преобразованиях. В сентябре 1996 года депутатами была одобрена новая редакция Конституции, в которой определялись положения президентской Республики.
Интересно, что переход к президентскому правлению в РЮО не вызвал одобрения у соседей ни в Москве, ни во Владикавказе, ни в Тбилиси. В заявлении МИД России говорилось: «Информация, полученная из Цхинвала о намерении… изменить структуру власти, вызывает в Москве озабоченность». Из Владикавказа поступило предложение-совет заменить всенародное избрание президента его выборностью через Парламент. Однако Л.Чибиров остался при своем мнении, тем более что назревал очередной кризис, теперь уже в отношениях с главой Правительства В. Габараевым.
Подготовка к выборам проходила в непростой обстановке. Последствия февральского кризиса все еще давали о себе знать. В сентябре был дважды взорван памятник Ленину на Привокзальной площади, было обстреляно здание ГОВД, у домов нескольких государственных чиновников были подорваны самодельные взрывные устройства. Обстановка была непростая. И, тем не менее, оппозиция не оставляла надежды сменить власть именно в результате президентских выборов.
Голосование на первых в истории РЮО президентских выборах было назначено на 10 ноября 1996 года. Претендентов на высший государственный пост было шестеро: Петр Гатикоев, Владислав Габараев, Юрий Гаглойты, Герасим Хугаев Валерий Арсоев и сам Людвиг Чибиров. Каждый из этих кандидатов представлял определенный сегмент юго-осетинского общества. Некоторые из них имели серьезную поддержку внутри Республики.
В ходе первых президентских выборов была использована новая для Южной Осетии форма агитации – телевизионные диспуты в прямом эфире. Однако первые теледебаты оказались сорванными. В начале эфира Л.Чибиров изложил свою программу, затем настала очередь других кандидатов. Однако, как только слово взял следующий кандидат, по всей Республике отключился свет, подаваемый из Северной Осетии. До сих пор неизвестно, намеренно это было сделано или это было обычное для того времени отключение. Как бы то ни было, намеченная оппозицией травля в прямом эфире не состоялась, а Л.Чибиров оказался формальным победителем в телевизионном споре.
В первых выборах приняло участие свыше 60% избирателей. День выборов выдался дождливым и холодным и этим аналитики объясняют нетрадиционный для Южной Осетии процент избирателей. На участки для голосования «стройными рядами» шли в основном люди старшего поколения, сделавшие свой выбор – уже в первом туре победил Людвиг Чибиров. Молодежь же, с которой оппозиция связывала большие надежды, осталась дома.
27 ноября 1996 года в Органном зале Дома Правительства состоялась инаугурация, на которой первый Президент РЮО Л.Чибиров принял присягу.
В 2001 году прошли вторые выборы главы Республики. Голосование состоялось 18 ноября, однако политические баталии начались задолго до этого дня. Весь предшествующий период характеризовался прямым противостоянием Парламента и Президента. На этот раз Станислав Кочиев и тогда занимавший одновременно пост спикера Парламента и руководителя компартии, вступил в прямой конфликт с президентом Л. Чибировым. Сегодня только они сами знают, что стало истинной причиной разногласий прежних союзников, однако тогда считалось, что судьба власти решится в споре этих двух политиков.
В выборах заявку на участие делали люди, которые, по мнению властей не подпадали под ценз оседлости. Травля кандидата в президенты Герасима Хугаева приняла в тот период фантасмагорический характер. На судебных заседаниях, где рассматривались жалобы кандидатов, практически все места в зале суда занимались работниками силовых структур. А сторонники истцов даже не могли попасть в зал, где проходили слушания. Не обошлось и без угроз и прямых действий. В одну из ночей был обстрелян штаб кандидата в президенты Э. Кокойты, располагавшийся по ул. Героев.
На рассмотрении ЦИК были представлены документы инициативных групп девяти кандидатов: действующего президента Людвига Чибирова, Эдуарда Кокойты, Герасима Хугаева, Станислава Кочиева, Алана Парастаева, Георгия Гагиева, Всеволода Джиоева, Ахсара Кочиева, Феликса Санакоева. Однако по решению ЦИК от участия в выборах были отстранены Г. Хугаев, В. Джиоев, Ф. Санакоев, позже свою кандидатуру снял и кандидат в президенты А. Кочиев. Центральная избирательная комиссия, где в качестве председателя Б. Плиева сменила Б. Чочиева, тогда напоминала порой осажденную крепость.
Большую активность проявляли сторонники действующей власти. В Цхинвале «высаживались» десанты представителей Северной Осетии: от высоких чиновников до деятелей культуры. Более того, случился беспрецедентный факт – в поддержку лидера непризнанной Республики высказался даже глава миссии ОБСЕ Ливиу Бота. На полную мощь был задействован и административный ресурс. Власти перед выборами усилили контроль над СМИ, были произведены кадровые перестановки (в частности смещен директор телевидения). Однако, несмотря на все усилия, было понятно, что власть уже не пользуется прежним авторитетом. Не было поддержки и со стороны интеллигенции. Здравицы, провозглашаемые на многочисленных встречах Л.Чибирова с общественностью, носили в большинстве своем комплиментарный характер. Сама же предвыборная кампания проходила под незримым лозунгом: «Мы все хотим перемен!».
Чиновники в это время, вместо выполнения своих обязанностей, больше были озабочены тем, чтобы оказаться «в нужном» политическом лагере, проходили разного рода конспиративные встречи, активно действовали посредники, переманивающие в тот или иной предвыборный штаб авторитетных людей. С каждым днем база сторонников действующей власти сокращалась. Несмотря на это в высоких кабинетах считали, что победит либо сам Л.Чибиров, либо его сторонник среди кандидатов. Однако действующий президент не вышел во второй тур, а кандидат, которого считали «запасным» не набрал и сотни голосов.
В противовес этому штаб Э.Кокойты проводил наступательную политику. Особой популярностью кандидат в президенты пользовался в среде молодежи и людей среднего возраста. Он говорил об их проблемах понятными и простыми словами. И именно поддержка молодого электората и решила во многом исход борьбы за президентское кресло.
Эдуард Кокойты, потенциал и решимость которого не посчитали возможным учитывать власти, неожиданно для всех вышел во второй тур с большим преимуществом, получив 45% голосов. Опередив С.Кочиева, который имел 24% поддержки избирателей. Если сам первый тур прошел без особых нарушений, при участии 70% избирателей, то в преддверии второго тура ситуация неожиданно осложнилась. Группа молодых ребят, среди которых преобладали представители правоохранительных структур, 21 ноября пришли в здание Парламента и потребовала от С.Кочиева снять свою кандидатуру с участия во втором туре президентских выборов. Расчет пришедших в Парламент был прост: если С.Кочиев снимает свою кандидатуру, то результаты выборов (ввиду отсутствия альтернативы) аннулируются и назначаются повторные выборы. В этом случае в них смог бы снова участвовать действующий президент Л. Чибиров, набравший в первом туре лишь 20% голосов. Вероятно, что в этом случае власти надеялись переломить ситуацию с голосованием. Однако С. Кочиев не пошел на попятную.
После этого действующие власти фактически устранились от выборов, занявшись более приятными вещами – награждениями. В период между двумя турами голосования на людей посыпался звездопад наград. Звание «заслуженный» и «народный» получили десятки людей, для многих из которых это явилось формой благодарности за поддержку действующего руководства и проделанную работу за последние годы.
Второй тур президентских выборов состоялся 6 декабря 2001 года, в котором победу одержал Эдуард Кокойты, набрав 53% голосов избирателей. Кстати, во время данного плебисцита впервые было опробовано новшество – на обороте каждого бюллетеня ставились подписи представителей кандидатов. Это позволяло избежать вброса дополнительных бланков для голосования.
Следующие президентские выборы, которые состоялись 12 ноября 2006 года стали примером предсказуемости и спокойствия. Среди соперников действующего президента Э.Кокойты были Олег Габодзе, Инал Пухаев, Леонид Тибилов. Однако, авторитет Э.Кокойты в то время был столь велик, что участие его конкурентов в выборах носило чисто спортивный характер. Не был неожиданным и результат – Э.Кокойты получил 98,1% голосов избирателей. Еще одной особенностью президентских выборов 2006 года было то, что они проходили одновременно с референдумом о независимости.
Впрочем, в истории Южной Осетии этот период останется и по другому поводу. В день голосования в грузинонаселенных селах Республики проходили еще одни выборы. Избирали так называемого альтернативного президента Южной Осетии «по версии Саакашвили». Выбранный в результате «единогласной» поддержки грузин и осетин Дмитрий Санакоев «президентом Южной Осетии» пробыл недолго. Вскоре его должность переименовали в «главу временной администрации Цхинвальского региона». Упоминание об этом эпизоде оправдано только тем, чтобы мы могли помнить об элементах шоу в современной политике.
Таким образом, мы видим, что хотя президентские выборы в Южной Осетии и проводились по общемировым стандартам, они имели свою специфику. Вместе с тем видно, что в ходе президентской кампании существует опасность внутреннего противостояния. Избежать этого – главная задача действующего руководства. Ведь история будет судить не только по тому, как прошел президентский срок, но и как прошла передача власти преемнику…

Юго-осетинская газета «Республика»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest