Блиц-опрос: Как Вы оцениваете предвыборную ситуацию в преддверии второго тура президентских выборов в РЮО и как, по-Вашему мнению, завершится голосование 27 ноября?
Станислав Кочиев, председатель Коммунистической партии РЮО:
Главное, что ни один кандидат от власти не прошел во второй тур. И с этим я поздравляю всех наших друзей, товарищей, всех голосующих, которые пришли на выборы в надежде, что когда-нибудь избавятся от этой власти. Так что избавление произошло, и слава Богу.
Оба кандидата фактически из оппозиции. Даже Анатолий Бибилов, несмотря на то что был вынужденно поддержан президентом, поскольку на его кандидатуре настаивала Москва. Но практически власть работала на другого своего преемника — настоящего, завуалированного преемника. Кто в конечном итоге выиграет, покажет второй тур. Мы надеемся, что выиграет Бибилов, мы сделали ставку на него.
Геннадий Кокоев, депутат Парламента РЮО:
Ситуация перед вторым туром, на мой взгляд, спокойная. Абсолютно демократично и прозрачно прошли наши выборы, так что наши оппоненты ничего не могут предъявить. Это — позитивный фактор. Положительным фактором я также считаю то, что во второй тур прошла женщина. Это еще раз свидетельствует о демократичности югоосетинского общества и его развитости в этом плане. Что касается прогнозов — все в руках избирателей.
Дина Алборова, югоосетинский конфликтолог, директор НПО «Ассоциация социального, экономического и культурного развития» (АСЭКР):
Я думаю такое затишье перед вторым туром — очень поверхностное впечатление. Сейчас что-либо прогнозировать тяжело. В первую очередь, нужно проанализировать дальнейшие действия кандидатов, которые не прошли во второй тур — за кого они призовут голосовать свой электорат. Сейчас, я думаю, идет, грубо скажем, период «продажи» своих голосов тому из двух прошедших дальше кандидатов, кто предложит лучшие условия. Конечно, те, кто в очень жесткой оппозиции, скорее отдадут свои голоса Алле Джиоевой, а остальные пока будут метаться от одного к другому.
Недавно читала интервью Бибилова, где он призывает одного из бывших кандидатов в президенты и еще нескольких людей, занимающих ключевые государственные должности, уехать из страны и, соответственно, отсек от себя его электорат. Электорат тоже разделится. Если бывшие кандидаты призовут свой электорат голосовать за ту или иную кандидатуру, я не уверена, что электорат их послушается. Мне кажется, идет очень серьезный процесс обдумывания, кому отдать свой голос. У Аллы Джиоевой есть очень большие шансы. В обществе сильное недовольство по отношению к практически проваленной программе восстановления, недовольство правовыми нарушениями, вопросами социального характера, безработицей. В первую очередь, это касается силовых структур, которые были сокращены, но им не было предложено другой работы. Сельское хозяйство, как и села в целом, у нас в запущенном состоянии.
Теперь все зависит от того, какие будут предложения со стороны кандидатов. Алла Джиоева набрала большой процент голосов в первом туре, и это говорит о том, что процент недовольства, которое уже выражается довольно громко, высок. Думаю, что второй тур покажет, насколько в обществе созрели недовольные силы, которые хотят коренным образом изменить ситуацию.
Пойдет ли до конца электорат? Тоже вопрос. Я склонна думать, глядя на происходящее, что при больших симпатиях в обществе к Алле Джиоевой, может победить все-таки Бибилов, с небольшим отрывом.
Александр Келехсаев, журналист:
Предвыборную ситуацию в Южной Осетии оцениваю стабильной. Накануне выборов в обществе и среди избирателей можно было услышать утверждения и прогнозы о том, что возможна определенная дестабилизация непосредственно в предвыборные дни и в день голосования. Отдельные эксперты пытались спроецировать на Южную Осетию ливийский, сирийский сценарии, а также печальный опыт других государств на пространстве СНГ. Очень рад, что прогнозы экспертов не сбылись, хотя, признаюсь, у меня была уверенность, что выборы пройдут хоть и напряженно, но в рамках закона, и каких-либо фактов, которые могли бы сдетонировать дестабилизацию, — не будет.
В настоящее время кандидаты в президенты, которые прошли во второй тур, занимаются формированием групп сторонников из числа экс-кандидатов. Это естественно.
Но наблюдаются отдельные попытки внести в общество и среду избирателей раскол излишне эмоциональным противопоставлением двух кандидатов в президенты и распространением различных порочащих сведений о кандидатах, но исключительно накануне президентских выборов. Пока они совсем недавно выполняли свои обязанности в органах государственной власти, они были уважаемы, как только они решили баллотироваться в президенты, на них стали выливаться ушаты грязи.
Считаю, что оставшееся до второго тура время надо использовать для конкуренции идей, предвыборных программ кандидатов, а не проводить его в поисках каких-либо компроматов.
Что касается прогноза относительно победы того или иного кандидата, то сложно прогнозировать с большой долей уверенности точный исход, хотя у меня есть уверенность, что кандидат, за кого я проголосую, одержит победу.