Наступает новый 2012 год от рождества Христова. Таким образом, со дня рождения сына Божьего прошло более двух тысяч лет. И если появление Иисуса Христа было волей высших сил, то исчисление времени от даты его рождения — дело человеческого разума.
Введение летоисчисления от Рождества Христова связывают с именем скифа, монаха Дионисия Малого проживавшего в Риме (ок. 475—550). Прозвище Малый (Exiguus) было связано не с ростом, а выражало его смиренное самоуничижение перед другими великими носителями того же имени.
Дионисий прекрасно владел как латынью, так и греческим языком, что позволило ему играть важную роль в контактах восточной и западной церковных традиций. По поручению папы римского Иоанна I в 525 году он составлял пасхальные таблицы. Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, он предложил новую систему счёта годов. При этом Дионисий Малый исходил из того, что Иисусу, когда он начинал свою проповедническую деятельность, было около 30 лет (по Евангелию от Луки), что распят он был в канун иудейской пасхи при императоре Тиберии. Используя уже существовавшую методику исчислений дат Пасхи (с учётом солнечного и лунного календарей), он установил, что воскресение Иисуса приходится на 25 марта 31 года от его рождения. В VIII—IX вв. летосчисление, введённое Дионисием Малым, широко распространилось в странах Западной Европы и вместе с его пасхальными таблицами использовалось в Средневековье католической церковью.
Дионисию принадлежал также ряд трактатов об исчислении времени празднования Пасхи, что немало способствовало урегулированию древнего спора. Труд скифа, монаха Дионисия не только аккумулировал все лучшие достижения предыдущих хронологов и пасхалистов, но и привел расчеты Пасхи в стройную и логическую систему. После его разработок можно было рассчитывать день Пасхи, не заглядывая в предыдущие пасхальные таблицы. Пасхалия Дионисия вот уже более чем 1500 лет принята во всех Поместных Православных Церквах.
Параллельно он осуществил синхронизацию римской и христианской истории, установив, что Христос родился через 754 года после основания Рима. И если для церкви важным итогом трудов Дионисия Малого стала возможность точного исчисления Пасхи, то для жителей Старого и Нового Света — это водораздел исторических эпох, ибо именно его вычисления положили начало системе отсчета времени «от Рождества Христова», которой мы пользуемся и по сей день.
Юго-осетинская газета «Республика»