Парламент Южной Осетии на сегодняшнем заседании принял поправки в конституционный закон «О выборах президента РЮО», согласно которому гражданин, имеющий на день голосования неснятую или непогашенную судимость, не может быть избран на пост главы государства. Вопрос на обсуждение вынес председатель Комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Амиран Дьяконов, который отметил, что решение о внесении изменений в конституционный закон принято в целях совершенствования югоосетинского избирательного законодательства, его максимальной адаптации к российскому законодательству и европейским нормам избирательного права.
«Именно пробелы, имевшиеся в нашем избирательном законодательстве, привели Республику к политическому кризису по итогам выборов президента в ноябре 2011 года, когда в президентской гонке участвовали лица, имевшие за собой непогашенную судимость», — сказал Дьяконов.
В соответствии с принятыми изменениями, избираться президентом не имеет права гражданин Республики, имеющий также гражданство иностранного государства, за исключением Российской Федерации.
Кроме того, человек, признанный судом недееспособным или осужденный за какое-либо преступление, тоже не имеет права избираться президентом.
В законе отмечено, что гражданин, не имеющий права быть избранным президентом, не должен выдвигаться на эту должность.
Согласно еще одному пункту закона, гражданин, замещавший должность президента РЮО и досрочно прекративший исполнение своих полномочий по ряду причин, не может быть выдвинут кандидатом на назначенных в связи с этим повторных выборах.
В свою очередь, ЦИК образует территориальные комиссии не позднее, чем через 30 дней со дня объявления даты выборов, а не 50, как было ранее. Участковые избирательные комиссии же должны быть сформированы за 30 дней до голосования.
Помимо этого, согласно принятым поправкам, повторные выборы президента РЮО проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов. Ранее законодательство предусматривало проведение повторных выборов не позднее, чем через два месяца со дня первоначальных.
Изменения были внесены и в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РЮО», согласно которым избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счёт собственных средств кандидата, которые не могут превышать 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) (1,5 млн рублей), а также средств, выделенных кандидату выдвинувшими его политической партией, инициативной группой избирателей, которые не могут превышать 2000 МРОТ (3 млн рублей). Ранее кандидаты от инициативных групп могли тратить до 500 МРОТ, от политических партий — до 1000 МРОТ.
Депутат Георгий Санакоев отметил необходимость определить срок, в течение которого в эти законы нельзя вносить изменения, так как, по его мнению, это происходит слишком часто. И. о. спикера парламента Зураб Кокоев предложил отложить на будущее рассмотрение этого вопроса.
Результаты прошедшего в Республике 13 ноября прошлого года референдума о придании статуса государственному русскому языку также повлекли за собой поправки в Конституцию Южной Осетии. Теперь кандидаты на пост главы государства должны владеть двумя государственными языками — осетинским и русским. Соответствующая поправка была внесена в третью главу ст. 48 Основного закона Республики.
По мнению депутата Мераба Чигоева, перед тем как вносить изменения в указанную статью, необходимо внести поправки в ст. 4 Конституции, обозначив там, что государственными в Республике являются осетинский и русский языки.
«Кроме того, согласно ст. 35 закона "О референдуме", если по итогам референдума необходимо внести изменения в какой-либо закон, для начала нужно издать соответствующий нормативно-правовой акт. В данном случае можно принять постановление парламента о том, что в связи с референдумом о статусе русского языка требуется внести изменения в указанные выше законы», — сказал Чигоев.
Депутаты одобрили предложенные поправки, проголосовав за них единогласно.