Непризнание геноцида — дело наказуемое

пт, 10/02/2012 - 10:27
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Взгляд на геноцид осетинского народа сквозь призму признания геноцида армян

Слово «геноцид» появилось в политике и международном праве сравнительно недавно и было связано, прежде всего, с массовым истреблением армян и евреев. У термина есть несколько толкований, но все они в целом сводятся к тому, что геноцид — это действия, направленные на уничтожение (полное или частичное) целых групп населения по расовым, этническим, национальным или религиозным признакам. Современным международным правом геноцид рассматривается по Конвенции 1948 года как международное преступление.

Впрочем, в отношении массового истребления евреев во время Второй мировой войны сами евреи стали применять слово «Холокост», что дословно переводится с древнегреческого как «сожженный целиком», по другому толкованию — «катастрофа». С 1935 по 1945 год фашисты целенаправленно истребили свыше 6 млн. евреев — мирных жителей вне зависимости от пола и возраста. В ходе той войны русских, к слову, погибло более 20 млн. человек, но в данном случае говорят не о геноциде, а о военном преступлении, главные организаторы которого были осуждены международным Нюрнбергским судом. Холокост же признало большинство стран мира. Более того, ряд стран внесли в своё законодательство даже судебное преследование за одно только непризнание Холокоста.
По этому же пути идёт процесс признания геноцида армян и последующая юридическая ответственность за публичное игнорирование этого факта. Геноцид армян признан достаточно давно и началось всё в Аргентине. Сейчас к ней присоединилось уже более 20 стран, среди которых Россия, Латвия, Уругвай, Италия, Греция, Кипр, Бельгия, Швейцария, Канада, Польша, большинство штатов США. Грузии, конечно, в этом списке нет и не ожидается. В каждом конкретном случае Турция, естественно, выражала протест, но особых последствий это не имело. Правда, когда геноцид армян стал недавно предметом обсуждения у законодателей Франции, разразился крупный международный скандал, итогом которого может стать полный разрыв французско-турецких отношений. Об этом, собственно, сейчас и речь. Однако для начала необходимо отступление.
Османское правительство применило геноцид не только в отношении армян, но и ассирийцев и понтийских греков. Что касается фашистов, то они ставили задачу уничтожить не только всех евреев, но и других, по ихнему мнению, в расовом плане «дегенеративных» наций. Цыган, например. Но кто сейчас говорит о холокосте цыган или геноциде ассирийцев и греков?
Когда та или иная тирания начинает истреблять целый народ, то под это проводится целая идеология, чтобы хоть как-то оправдать свои преступления перед своим народом, будущими поколениями. После развала Османской империи младотурки возжелали взять реванш и создать туркоязычное государство Туран — от Средиземноморья до Каспия. Наличие на территории такого объединения крупных «некоренных» национальных образований не предусматривалось, и это, прежде всего, касалось именно армян. Что же касается других народов, то они, помимо своей малочисленности были еще и единоверцами, а потому их можно было и со временем ассимилировать.
С армянами было гораздо сложнее. Во-первых, их было слишком много. Во-вторых, проживали они компактно, и в некоторых городах и районах составляли большинство. Кроме того, армяне — оплот христианства в этой части света, плюс за века их этническая идентичность окрепла, они научились сопротивляться внешнему давлению. Переварить такой кусок даже для младотурков была непосильной задачей. Осталось массовое истребление и депортация.
Армяне являются одним из древнейших этносов, свидетельство о них имеется не только в Библии, но и в более древних источниках и артефактах. Этнос формировался на территории современной восточной Турции и собственно Армении. Это сейчас национальные святыни — гора Арарат и озеро Ван — оказались за пределами Армении. Но во II веке до н. э. Великая Армения занимала территорию от Евфрата до Каспийского моря. В 302 году Армения приняла христианство как государственную религию, на армянский язык была переведена Библия, появилась своя уникальная письменность. После потери государственности, именно армянская церковь стала фактором объединения и сплочения этноса, чему не смогли помешать даже нашествия арабских Аббасидов, сельджуков, огузских турков.
Несмотря на успешность армян и их природные таланты, турецкие правители поначалу использовали против них политику дискриминации. Их называли людьми второго сорта, с них взымались более высокие налоги, им не разрешалось носить оружие, хотя в армию армян массово привлекали и использовали в самых опасных операциях, при этом они не могли свидетельствовать в суде, закрывались армянские школы.
Все это вело к большим кровопролитиям и такое время наступило. Участились случаи погромов и резни, которые санкционировали столичные и местные правители. К репрессиям активно привлекались курды, черкесы, чеченцы и так называемые «четтес» — отпущенные на свободу преступники. Число жертв исчислялось десятками, если не сотнями тысяч. Не все случаи достаточно изучены. Наиболее известные из них: резня в Сасуне, Стамбуле, Трабзоне (1895 год).
Положение армян в Турции становилось все тяжелее. Турки и их европейские союзники пытались использовать армян для дестабилизации положения в Закавказье и на Северном Кавказе. Одновременно российское военное командование считало, что территории компактного проживания армян — наилучший плацдарм для нападения на турок. Чтобы предотвратить это, младотурки пошли на неслыханную акцию. Мужчин, под видом привлечения к работам, отделили, вывезли в пустынные места и истребили. Другим объявили, что переселяют в новые места. Длительная дорога без еды и воды привела к гибели большинства депортированных. По различным данным, геноцид армян 1915 года унёс до 1,5 млн. убитых. В качестве одного из оправданий уничтожения османских армян привлекались даже биологические основания. Армяне именовались «опасными микробами». Позже, чтобы найти противоядие против эпидемии тифа, в турецкой армии ставились эксперименты над армянскими солдатами и кадетами. Представители санитарно-гигиенических служб Турции травили женщин и детей. Тех, кто отказывался принимать яд, топили в море. В начале XX века президент США Теадор Рузвельт писал: «Армянская резня — величайшее преступление, и если нам не удастся выступить против Турции, значит — мы потворствуем им».
Сейчас геноцид армян 1915 года вновь на первых полосах газет. И вызвано это тем, что национальное собрание Франции пошло на неординарные меры и приняло законопроект о криминализации отрицания геноцида армян. Законопроект был предложен от правящей партии «Союз за народное движение», к которой принадлежит президент Франции Николя Саркози. «За» высказались 127 сенаторов, «против» — 86. Геноцид армян Франция признала еще в 2001 году и сейчас решила пойти дальше. По принятому закону, всем тем, кто откажется признать геноцид, грозит лишение свободы на один год или штраф в 45 тысяч евро.
Пойти на меры, которые должны были вызвать противодействие сразу с нескольких сторон, Саркози и его сторонников принудили обстоятельства. Его популярность стала резко падать, особенно после войны в Ливии и событий в Афганистане. И это в преддверии парламентских и президентских выборов. Понятно, что удалось смести с политической сцены главного конкурента — Стросс-Кана. Но остались другие препоны.
Армяне во Франции представляют мощную диаспору (до 600 000 человек), и заручиться их поддержкой совсем не лишне. Но Саркози и здесь изрядно рисковал. Сейчас во Франции каждый десятый — мусульманин, и все они, конечно же, поддерживают турок, а значит, будут голосовать против нынешнего президента.
Глава турецкого правительства Реджеп Эрдоган уже давно предупреждал Францию не делать опрометчивых шагов. Когда 22 декабря прошлого года прошел первый этап принятия законопроекта о криминализации отрицания геноцида армян, турки отозвали из Франции своего посла «для консультаций», заморозили двусторонние визиты и отменили совместные военные учения.
Еще до принятия окончательного решения Францией Партия справедливости и развития Эрдогана пошла еще дальше. Было решено свести к минимуму дипотношения, закрыть свою территорию для ВМС и ВВС Франции, отстранить французские компании от турецких тендеров. Анкара также намерена подать на Париж в Европейский суд по правам человека. Турецкое руководство считает решение французских законодателей «примером безответственности» и «ударом по свободе мысли». Эрдаган даже заявил, что если закон будет принят, он больше никогда не поедет во Францию.
Под ударом оказались двусторонние экономические отношения, последствия которых в настоящий момент еще трудно предвидеть. Французская автомобильная фирма «Рено», например, производит свои электрические модели в Турции, на территории которой действует еще не менее тысячи французских предприятий. Не меньшим будет удар по военному сотрудничеству — ведь речь идёт о ведущих странах НАТО. Франция один из главных партнёров Турции. Объёмы внешней торговли между странами — около 10 миллиардов долларов. Турция закупает у Франции военную технику, автомобили, мебель, предметы быта. Сейчас сотни совместных фирм могут просто вылететь в трубу, у них могут отобрать лицензии. Но самое главное, обострение отношений между двумя странами может окончательно похоронить стремление Турции вступить в Евросоюз, где Франции принадлежит ведущая роль.
Своё видение ситуации есть, конечно, и у Армении. Здесь воздвигнут мемориал в память о жертвах геноцида, куда ежегодно стекается миллион армян со всего мира. Здесь отношения с Турцией рассматриваются через призму той трагедии, которая произошла сто лет назад.
Понятно, что геноцид не означает только массовое уничтожение армян и евреев, относится это и к другим народам, поэтому использовать этот термин стали всё чаще. Каких бы масштабов не имела национальная трагедия, представители власти и элиты предпринимают попытки классифицировать её как геноцид. Впрочем, не в каждом случае для этого есть достаточно оснований. Хотя строгих критериев здесь нет и быть не может. Тот, кто пережил трагедию, и тот, кто ее устроил, совсем по-разному будут интерпретировать происшедшее. Апеллировать в таком случае к некоему третейскому суду не гарантирует установление окончательной и неоспоримой истины. Пример: международный суд в Гааге, которой всё чаще обвиняют в тенденциозности.
За свою историю южные осетины неоднократно подвергались агрессии со стороны соседей. Некоторые из них историки классифицируют не иначе как геноцид. И даже при этом имеются расхождения. Число геноцидов у разных исследователей колеблется от двух до четырнадцати. В данном случае сводить все к арифметическим спорам – малопродуктивно. Но, вне всякого сомнения, агрессии Грузии против Южной Осетии в начале 20-х и 90-х годов прошлого века имеют все признаки геноцида. В обоих случаях массовое истребление мирного населения сопровождалось тотальной депортацией, разграблением имущества, сожжением сел. Политико-правовую оценку этим зверствам Парламент Южной Осетии дал лишь сравнительно недавно. Геноцидом, но скорее как продолжение геноцида 90-х нужно назвать и события августа 2008 года. Тогда власти Грузии и вовсе не скрывали, что преследуют цель именно уничтожить юго-осетинское население. И, скорее всего, так бы и произошло, если бы агрессор не получил жесткий отпор и в течение пяти дней не был бы разбит.
Однако, чтобы мир признал геноцид южных осетин, нам самим предстоит предпринять вполне определенные действия. Первый шаг уже сделан — есть заключение Парламента. Но если мы сами трактуем события 20-х и 90-х годов как геноцид, то почему бы законодательно не криминализировать отказ от его признания хотя бы для граждан Республики. Только после этого можно ждать, что и другие страны пойдут на признание геноцида Южных Осетин.
Кроме того, наша Республика может присоединиться к тем странам, которые признали геноцид армян. Армяне издревле населяют Южную Осетию и считаются коренным населением. Опасаться при этом, что у нас могут ухудшиться отношения с Турцией — не стоит. Ну и последнее. Мы — независимое, международно признанное государство. А значит, наше руководство может принимать любое самостоятельное решение. При этом нет пределов использования опыта успешных демократических стран.

Батрадз Харебов
Юго-осетинская газета «Республика»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest