Южная Осетия как государство появилось исключительно в результате свободного волеизъявления народа и опирается на него в течение всех последних 20 лет.
Выборы в Южной Осетии, первый тур которых, вопреки прогнозам, прошёл спокойно и в соответствии с демократическими стандартами, вызвали бурную и дружную реакцию со стороны Грузии и её сегодняшних покровителей в лице Евросоюза, НАТО и США. Каждая из этих "инстанций" не поленилась сделать специальное заявление на тему выборов в Южной Осетии.
Пресс-служба главы внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон не преминула заявить, что "Европейский союз не признаёт конституционные и правовые рамки, в которых эти выборы состоялись. Верховный представитель вновь заявляет о своей поддержке территориальной целостности и суверенитета Грузии". Английская баронесса в очередной раз отметила важность международных дискуссий в Женеве по вопросам обеспечения безопасности и стабильности на Кавказе.
"Соединённые Штаты подтверждают свою поддержку суверенитета Грузии и её территориальную целостность в рамках признанных границ и не признаёт законность де-факто выборов, проведённых в регионе Абхазия 24 марта и в регионе Южная Осетия 25 марта", — такие "грозные" слова прозвучали в заявлении посольства США в Грузии.
Западным дипломатам стоило задаться вопросом: уж если представить, что выборы нелегитимны и не имеют никакого значения, то какая надобность в такой бурной реакции и очередных заклинаниях в поддержке территориальной целостности Грузии?
Однако состоявшиеся выборы в Абхазии и первый тур в Южной Осетии для Грузии и её покровителей далеко не столь безобидный процесс, как может показаться на первый взгляд. Так, в итоговом документе Копенгагенской конференции ОБСЕ, прошедшей в 1990 году с участием более 35 государств, к числу элементов справедливости, которые в качестве основы правового государства необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, равных и неотъемлемых прав всех людей, в частности, относятся свободные выборы, проводимые через разумные промежутки времени путём тайного голосования или равноценной процедуры свободного голосования в условиях, которые обеспечивают на практике свободное выражение мнения избирателями при выборе своих представителей.
Другие положения этого итогового документа определяют источник легитимности власти в том или ином государстве. В соответствии с ним, основой власти и законности любого правительства является воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов.
"Государства-участники соответственно уважают право своих граждан принимать участие в управлении страной непосредственно или через представителей, избираемых ими свободно в ходе честного избирательного процесса", — говорится также в документе.
Таким образом, источником легитимности государства провозглашается не признание со стороны тех или иных государств и международных структур, а воля народа, выраженная в ходе свободных и честных выборов.
В случае с Южной Осетией речь идёт именно об этом, ибо наша государственность с самого начала базируется на волеизъявлении народа, которое невозможно игнорировать в соответствии с теми же нормами международного права. Именно поэтому каждые выборы и референдумы приобретают для Южной Осетии столь важное международное значение, так как свидетельствуют о наличии в республике легитимной власти, опирающейся на свободную волю народа. И именно поэтому сонм покровителей Грузии спешно старается отрицать легитимность выборов в Южной Осетии, потому что они разрушают их попытки создать в глазах международной общественности хоть какое-то обоснование восстановлению пресловутой территориальной целостности Грузии.
Южная Осетия как государство появилось исключительно в результате свободного волеизъявления народа и опирается на него в течение всех последних 20 лет. В этой связи в происходящем за последние годы в Южной Осетии можно проследить целенаправленные попытки лишить республику именно основы легитимности. Государство, которое не может обеспечить проведение свободных и честных выборов в установленные законом промежутки и где раз за разом срываются выборы или же происходят массовые фальсификации, трудно отнести к категории состоявшихся государств. В качестве примера можно привести Молдавию, где правящая элита не могла в течение трёх лет выбрать себе президента. В эту же категорию подпадает и Грузия, которая ни один раз не смогла осуществить легитимную передачу власти, и все её правительства, что Эдуарда Шеварднадзе, что Михаила Саакашвили, по сути, не являются легитимными, так как пришли к власти не через свободное народное волеизъявление, а силовым путём.
На сегодняшний день перед Грузией вновь стоит проблема — Саакашвили уйдет сам в 2013 году, или его "уйдут" силой через энное количество лет. Всё это проблемы несостоявшихся государств, где свободные выборы не являются основой власти и законности правительства.
К сожалению, сегодня наблюдаются попытки искусственно втолкнуть Южную Осетию в эту категорию, разными путями добиваясь срыва или отмены выборов. Это может быть выгодно лишь тем, кого не устраивает независимое существование республики и её дальнейшее международное признание.
Небезынтересно отметить, что грузинские политики и дипломаты оценили нынешние выборы как "узаконивание" того, что произошло в 2008 году. По словам замглавы МИД Грузии Нино Каландадзе, выборы президента Южной Осетии "направлены на узаконивание этнической чистки и изменения демографической картины силовым путем". Насчёт "этнических чисток" — это вопрос, скорее, к самой Грузии, но вот юридическую суть происходящего госпожа Каландадзе поняла правильно. Первые успешно прошедшие выборы в условиях признанного государства будут иметь особое значение. В частности, как отметил, комментируя итоги состоявшихся накануне выборов президента Южной Осетии, глава РСО — Алания, специальный представитель президента РФ по Южной Осетии Таймураз Мамсуров, выборы главы Южной Осетии являются важнейшим событием в послевоенной истории республики. "Главное — они прошли без нарушений. Организованность проведения, высокий уровень активности избирателей в первом туре проходящей кампании показывают, что политическая жизнь республики переходит к новому качеству. Южная Осетия преодолела переходный период некоторой "политической сумятицы", а прогнозы затяжного кризиса несостоятельны. Руководство и народ Республики Северная Осетия далеко не безучастны ко всему, что связано с будущим нашей братской республики. Мы с удовлетворением отмечаем положительные перемены в атмосфере избирательной кампании и уверены в её конструктивном завершении в предстоящем втором туре", — выразил уверенность Таймураз Мамсуров.
Глава северной части Осетии не голословен: успешно прошедшие выборы, особенно после политического кризиса, станут подтверждением того, что государственность и суверенитет Южной Осетии — не случайное явление, а закономерное отражение воли народа. Поэтому сегодня перед всем обществом стоит задача с честью пройти это испытание и с новым президентом продолжить курс на дальнейшую интеграцию с Северной Осетией и Россией, ликвидировав глубинные причины, приведшие нас к такому кризису. Положительные перемены действительно налицо — проигравшие в первом туре Дмитрий Медоев и Станислав Кочиев не стали предъявлять каких-либо претензий, оспаривать итоги первого тура, а достойно, исходя из интересов республики, приняли свой проигрыш, подав пример остальным кандидатам на всех последующих выборах. Появившиеся тенденции уважительного, корректного поведения в ходе предвыборной кампании, а также после неё, необходимо закрепить и трансформировать в политическую традицию.
А. ТЕДЕЕВ