Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Назвать Пасху праздником, даже самым большим праздником - слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит - каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит - "переход", и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе - вся суть христианства, весь смысл нашей веры.
Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам "власть быть чадами Божиими".
Распятие Христа произошло в пятницу, которую мы теперь называем страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста и похоронил Его. Первосвященники выставили у Гроба Господня стражу.
Гроб представлял собой пещеру, выдолбленную в скале. Тело умершего смазывали маслами и благовониями, обвивали тканью и клали на каменную плиту, а вход в пещеру закрывали большим камнем. Так поступили и с телом Иисуса - за одним исключением. Его Погребение было совершено в спешке - заканчивалась пятница, а в субботу (которая наступает с вечера пятницы) нельзя делать никаких дел, поэтому тело Иисуса не успели умастить благовониями.
Благочестивые женщины, ученицы Христа, рано утром в воскресенье, взяв благовонные масла поспешили к Гробу, чтобы проводить Его в последний путь как нужно. Благовонные масла еще называются миром, вот отчего тех женщин называют женами-мироносицами.
Евангелие повествует, что "по прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…"
Женщины, изумленные самим фактом явления им Ангела, действительно подошли и посмотрели. И удивились еще больше, увидев, что гробница пуста. В пещере лежала только ткань, в которую было завернуто тело, и платок, который был на голове Христа. Немного придя в себя, они вспомнили слова, сказанные когда-то Спасителем: "Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи". Они вспомнили и другие слова Христа о Воскресении через три дня после смерти, казавшиеся им туманными и непонятными. Ученики Христа думали, что слова о Воскресении - это метафора, что Христос говорил о Своем Воскресении не в прямом смысле, а в переносном, что речь шла о чем-то другом! Но оказалось, что Христос воскрес - в самом прямом смысле этого слова! Печаль женщин сменилась радостью, и они побежали сообщить о Воскресении апостолам…
Это сейчас мы точно знаем, что после мучений Христа будет Его вечная слава, а после распятия на Кресте - Его светлое Воскресение. Но представьте состояние Его учеников: униженный, ненавидимый властями и не принятый большинством людей, их Учитель умер. И ничто не вселяло в апостолов надежду. Ведь даже Сам Иисус умирал со страшными словами: "Боже мой! для чего Ты оставил Меня?". И вдруг ученицы Христа сообщают им такую радостную новость…
Вечером того же дня апостолы собрались в одном иерусалимском доме, чтобы обсудить происшедшее: сначала они отказывались верить в то, что Христос воскрес - слишком уж это было неподвластно человеческому пониманию. Двери дома были наглухо заперты - апостолы опасались преследования властей. И вдруг неожиданно вошел Сам Господь и, встав посреди них, сказал: "Мир вам!"
Кстати, апостола Фомы в воскресенье в том иерусалимском доме не было. И когда другие апостолы рассказали ему о чуде, Фома не поверил - за что, собственно, и был прозван неверующим. Фома не верил в рассказы о воскресении Иисуса до тех пор, пока собственными глазами не увидел Его. А на Его теле - раны от гвоздей, которыми Христа прибивали к Кресту, и пробитые копьем ребра Спасителя… После этого Фома, как и другие апостолы, пошел проповедовать - донести до каждого Благую весть. И мученически умер за Христа: он-то точно знал, что Христос воскрес, и даже угроза смертной казни не заставила апостола перестать говорить об этом людям.
После этого Господь являлся апостолам, и не только им, еще не один раз - до тех пор, пока на сороковой день после Своего Воскресения не вознесся на Небо. Прекрасно зная человеческую природу: мы ничему не верим, пока не убедимся в этом сами, Иисус, по сути, пожалел своих учеников. Чтобы они не мучились сомнениями, Он часто находился среди них, разговаривал с ними, подтверждая тем самым то, во что поверить на первый взгляд было невозможно - в то, что Христос воскрес!
Апостол Павел, который вообще никогда не видел Христа в Его земной жизни, но которому Он явился после Своего Воскресения, обозначил суть нашей веры: "Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... то мы несчастнее всех человек".
Христос воскрес и вознесся на Небо, но Он всегда присутствует в Своей Церкви. И каждый может прикоснуться к Нему - на главном христианском богослужении, литургии, когда священник выходит к людям с Телом и Кровью воскресшего Христа…
Послание Киприана Епископа Орейского, заместителя председателя Священного Синода Противостоящих
На преславное Воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Возлюбленные о Христе Братия и Сестры!
B эти Святые дни мы сподобились молитвенно прикасаться к Тайне Креста и Ада... Сегодня мы празднуем Тайну и Благовествование Воскресения и Света... "Днесь вся исполнишься Света, небо и земля и преисподняя"...
Слава Богу за все! Человечество и все творенье возобновленные и освобожденные от тленья и от всякой сотворенной нужды, находятся теперь во Свете Пресвятой Троицы, приобщаются Тайны Любви Пресвятой Троицы, обнаруживают свою полноту.
Воскресение Господа нашего Иисуса Христа является высочайшим выражением Божественной Любви. Бог открывается нам как Свет, и Жизнь и Воскресение; одновременно же Бог открывает нам, что человек способен воспринимать этот Свет и эту Жизнь и это Воскресение. Несозданный Свет Божественных энергий, через Воскресение, теперь проникает все творение, делает нас близкими Богу и сподобляет нас предвкушения Славы будущего Века, Славы Царствия Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святого Духа.
Возлюбленные о Христе Братия и Сестры!
Воскресение Господа нашего также открыло нам Царствие Божие как Общение Лиц. Бог существует как Общение Трех Лиц, Которые входят Одно в Другого в Любви, тесть Одно живет в Другом.
И человеку дано участвовать в этом общении Святой Троицы, но не отдельно от других. Жизнь нашей Церкви есть общение личностей, которые рождаются духовно, питаются и постоянно возобновляются под действием несотворенной Божией Благодати. Они являются Божией семьей, Народом Божиим. Сошествие во Ад Господа нашего Иисуса Христа включает в себя сильную проповедь Любви для общества. Чтобы достичь нашего личного Воскресения, мы должны сначала выходить из себя и спускаться в темный ад горя и несчастия нашего брата, нашего ближнего, чтобы лично встречаться с ним и воскреснуть вместе с ним.
Воскресение, тесть Спасение, не может быть в единственном числе, отдельно от других. Мы должны все вместе вернуться в Отчий Дом, в Царствие Божие, совместно участвовать в Брачный Пир Агнца, совместно жить вечно во Свете Пресвятыя Троицы. Прекрасно кто-то писал, что "когда мы предстанем перед Судьей, в день Страшного Суда, Он нам задаст только следующий вопрос: "Ты один? А остальные где?".
Возлюбленные Христа Братья и Сестры!
Согласно Воскресному Пасхальному характеру нашей Православной Веры, для нас немыслимо не принимать участия в агонии и Несчастии нашего ближнего, во страдании всего мира, и не спускаться Самоотверженно во ад человеческой беды, во ад экзистенциального и общественного страдания людей. Воскресение для Христианина означает личность во Свете, и вместе с тем искреннее желание разделять этот Свет с ближним, с любым ближним, в общении Любви во Христе, несмотря на любые стены и границы, превосходя любой род ада и предрассудок.
Да укрепляют нас, Братия мои, молитвы нашего глубокочтимого Старца и Митрополита Киприана, благодатью Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, в борьбе для самоотверженного открытия нашего подлинного существа, дабы мы исполнились Светом и передавали Свет нашим братьям, во славу Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь!
Христос воскресе! Воистину воскресе!
Газета «Южная Осетия»