Южная Осетия продолжает подвергаться неослабевающей информационной атаке, направленной на создание условий для очередной дестабилизации ситуации внутри республики, подобной ноябрьской. Причём главный акцент делается на обвинения в связях с западными странами и отсутствие каких-либо подвижек в деле восстановления Южной Осетии после избрания нового руководства.
Активизация этой пиар-кампании по времени совпадает с разворачиванием бурной деятельности «Грузинской мечты» и её победой в Грузии. И пока одни пиарщики пытаются преподнести коалицию Иванишвили как пророссийскую, другие в это же время истерично приписывают Южной Осетии проамериканское руководство. Это лишь один из признаков того, что процессы, происходящие в Грузии и вокруг Южной Осетии, представляют собой звенья одной цепи.
Главная цель кукловодов ― совершить переворот в общественном мнении России, которое в августе 2008 года практически единодушно поддержало действия руководства РФ по принуждению агрессора к миру и последующему признанию Южной Осетии и Абхазии. Во многом именно такая общественная поддержка, столь массовая, возможно, впервые после Великой Отечественной войны, позволила Путину и Медведеву жёстко и адекватно отреагировать на наглую грузинскую агрессию и разгромить армию Саакашвили, несмотря на антироссийскую истерию на Западе.
Истинные хозяева Грузии в 2008 году рассчитывали на то, что руководство России не решится на решительные действия, испугавшись реакции западных стран. Теперь они поняли свою ошибку и после 2008 года сосредоточили свои усилия на изменении общественных настроений в России в отношении Южной Осетии и Абхазии, и в том числе позиции руководства РФ в этом вопросе. Присутствие прогрузинских и прозападных сил в российском медийном пространстве за последние годы резко усилилось, при этом не встречая почти никакого противодействия.
Ситуацию усугубили просчёты и ошибки тогдашнего руководства РЮО, не справившегося с задачами восстановления и не сумевшего найти общий язык с разными политическими силами во внутриполитическом поле Осетии. С другой стороны, провалу восстановления и стравливанию политических групп Осетии в немалой степени способствовали определённые силы извне. Не исключено, что речь идёт о геополитическом заказе. Они в полной мере использовали ситуацию, когда прежняя власть РЮО во многом потеряла доверие со стороны России из-за неспособности справиться со злоупотреблениями в сфере восстановления. На Южную Осетию и российско-осетинские отношения в целом полился поток компромата и откровенного чёрного пиара. Республика прочно обрела имидж «чёрной дыры» для российского бюджета, хотя до размеров хищений во многих её регионах Южной Осетии никогда не дотянуться. Однако дело было сделано. Параллельно в грузинской и западной прессе со ссылкой в том числе на эти заказные публикации муссировался и продолжает муссироваться лозунг о том, что Южная Осетия ― несостоявшееся государство, у неё нет никаких перспектив в плане развития государственности, поэтому, дескать, и решение о её признании со стороны России было ошибочным. Естественно, с таким негативным имиджем рассчитывать на дальнейшее международное признание или хотя бы поддержку достаточно проблематично.
Получив мандат доверия от граждан республики на выборах 2012 года, команда Леонида Тибилова поставила своей целью вернуть доверие руководства РФ и российского общества в целом, наладить действительно тесные партнёрские отношения в интересах скорейшего восстановления РЮО, укрепления государственности и международных позиций республики. Как и следовало ожидать, эти усилия сразу же встретили резко враждебную реакцию со стороны сил, ответственных за провал восстановления. И на Южную Осетию полился новый поток чёрного пиара. Причём основные информационные атаки наносятся по тем направлениям, которые новым руководством выбраны в качестве приоритетных в деле достижения поставленных задач, а именно ― укрепление отношений с РФ, ускоренное восстановление и наведение порядка в этой сфере, налаживание в обществе атмосферы толерантности и политического диалога.
Начиная с весны идёт новый виток информационной войны, развязанной против Южной Осетии и её руководства. Организаторов не интересует, как обстоят дела в республике на самом деле, их не волнуют настроения граждан РЮО. Первоначально казалось, что речь идёт о мелкой мести кругов, «отлученных» от столь близких к сердцу и кошельку финансовых потоков, но используемый инструментарий показывает, что конечная задача, преследуемая ими, выходит далеко за пределы банального стремления к личной наживе за счёт Южной Осетии. Размах деятельности и её характер выдают явный геополитический заказ. Тактическая цель ― дискредитировать республику в глазах России, затормозить процесс восстановления и окончательно подорвать государственность Южной Осетии с последующей дестабилизацией ситуации внутри республики для создания предпосылок к осуществлению «мирного» реванша со стороны Грузии. Что будет означать для России потеря Южной Осетии в свете непрекращающейся эскалации на Ближнем Востоке, догадаться нетрудно. Стратегическая цель заокеанских кукловодов заключается именно в изменении баланса сил на Кавказе в интересах реализации геополитического проекта «Единый Кавказ», то есть Кавказ без России.
Следует обратить внимание на используемые технологии. Помимо публикаций на сайтах-клонах, «география» которых быстро расширяется, покупаются площади в российских региональных ресурсах, преимущественно связанных с олигархическими кругами, для размещения тех же статей, дабы максимально усилить воздействие на общественное мнение в российских регионах. Россиян, обычных пользователей Интернета, не разбирающихся в тонкостях современных информационных технологий, пытаются подтолкнуть к мнению ― а зачем им поддерживать такую Южную Осетию, где к власти пришли проамериканские силы, в то время как в той же Грузии победил пророссийский Иванишвили?
Одновременно преследуется цель создать максимально негативный имидж РЮО в Северной Осетии, где также перекупаются отдельные СМИ и созданы североосетинские клоны известных нам сайтов, со страниц которых аудиторию убеждают в том, что в Южной Осетии творится полный беспредел, поэтому лучше от неё держаться подальше, а не то что объединяться.
Отдельное направление атаки «клонов» ― республики бывшего СССР Казахстан, Таджикистан, Киргизия и др., имеющие более тесные связи с Россией, и которые соответственно в перспективе с большей вероятностью могут последовать примеру России, признав РЮО и Абхазию.
Расчёт ставится на то, что обычные рядовые пользователи в этих республиках не смогут разобраться в истинном происхождении сайтов, чьи названия уж очень схожи с брендами национальных информагентств этих стран. Соответственно то, что в них пишется о Южной Осетии и её руководстве, будет восприниматься как более достоверная информация. Ознакомившись с публикациями, например в Казахинформ (KZinform), какое мнение о РЮО может составить для себя тот же самый гражданин Казахстана? Разумеется, зачем нам поддерживать такую республику и тем более признавать ее, если там все воруют, грабят, ничего не могут построить и плюс ко всему выступают против дружественной Казахстану России. Второй логичный вопрос, вытекающий из первого: а не поспешила ли Россия с признанием этой самой «чёрной дыры», вместо того чтобы отдать её «по-хорошему» Грузии, где царят «демократия и законность».
Другое направление касается отношений Южной Осетии с Приднестровьем, где применяется примерно такая же схема.
Иными словами, касаясь обвинений в адрес нынешнего руководства РЮО в якобы существующих проамериканских настроениях, нелишне напомнить, кто обычно первым кричит «Держи вора!».
Те, кто сознательно или неосознанно способствовал провалу реализации кремлевского проекта по превращению РЮО в витрину российской политики на постсоветском пространстве, на самом деле сыграли на руку Соединенным Штатам, услужив им в деле реализации геополитических планов. Ведь успешное становление и развитие Южной Осетии с помощью России стало бы весомым доказательством в пользу жизнеспособности идеи создания Евразийского союза и, разумеется, еще более убедительным доказательством правильности принятого в августе 2008 года решения. Но этого не произошло. Так кто же в таком случае работает на Госдеп в пару с Радио Свобода?
Восстановление Южной Осетии: вымыслы и реальность
Аналогично обстоят дела с другими обвинениями в том, что якобы в Южной Осетии остановились все строительные работы после ухода «главного восстановителя» всех времен и народов Бровцева.
Достаточно комичной выглядит ссылка в заказных статьях на отремонтированные коммуникации и благоустроенные улицы. На самом деле за несколько зимних месяцев тогдашнее правительство, получившее за этот период больше средств, чем нынешнее на весь год, смогло лишь уложить один слой асфальта на части улиц Героев и Московская, и то вскоре там его пришлось заново перекапывать.
Стоимость строительства тех немногих объектов, которые все же были введены в строй, была многократно завышена, в том числе бассейна в микрорайоне Московский, средства на который были «заимствованы» из денег, предназначенных для строительства Национального музея.
Самое простое сравнение показывает, что громогласные заявления о сенсационных успехах, мягко говоря, абсурдны, если не сказать большего.
Если при прежнем правительстве работы по реконструкции коммуникаций и благоустройству улиц города носили хаотичный характер, дезорганизовавший жизнь всего города, то теперь они ведутся последовательно и гораздо большими темпами. Если бы не многочисленные недоделки, допущенные при попустительстве бывшего правительства, устранение которых привело к существенной потере времени, результаты по благоустройству улиц города были бы куда более ощутимыми.
Помимо городских улиц быстрыми темпами ведется строительство автомобильных дорог республиканского значения. Завершается асфальтирование участка Ленингорской дороги Бикар ― Ленингор длиной в 40 километров. Это притом, что «главный восстановитель Южной Осетии» оставил там после себя только 3 километра асфальта. На сегодняшний день первый слой асфальта уложен на всём протяжении этого участка и началась укладка второго слоя, уже пройдено более 7 километров. Планируется полностью обустроить этот отрезок до конца года, выставить дорожные знаки, указатели и др. Как только закончится укладка второго слоя, по Ленингорской дороге будут запущены рейсовые автобусы. Кроме того, участок Ленингорской дороги Дменис ― Бикар будет полностью подготовлен под асфальтирование в будущем году. Также уложен первый слой асфальта на Знаурской дороге ― 32 километра, активно ведется укладка второго слоя, которая завершится до конца ноября, в то время как прежнее правительство смогло заасфальтировать всего 6-7 километров.
Хорошими темпами началась реконструкция Квайсинской дороги, где до конца этого года будет заасфальтировано 8―10 километров. Если суммировать все эти цифры, то меньше чем за полгода республика получает с асфальтированием и обустройством 80 с лишним километров дорог. Встаёт вопрос, а сколько километров благоустроенных дорог за 2,5 года смог построить «опытный управленец, крепкий хозяйственник, антикризисный менеджер, не повязанный круговой порукой с коррумпированными кланами местных чиновников, способный эффективно справиться с задачей по контролю за надлежащим расходованием средств финансовой помощи, направляемой из Российской Федерации»?
Каких ещё только по-восточному слащавых эпитетов не используют бездарные пиарщики: «толковый челябинский бизнесмен», «ключевая фигура», «известный российский хозяйственник и управленец».
Негоже себя так превозносить, господа, пусть об этом скажут другие, а не 1-2 профнепригодных пиарщика, пишущих хвалебные оды под диктовку.
Для сведения авторам, точнее, одному и тому же автору многочисленных публикаций, на деле представляющих собой слабо переделанные вариации одной и той же статейки, которая кочует по всему «семейству» клонов: мосты в Едыс и Згубир были введены в эксплуатацию не зимой 2011-12 года, а буквально недавно. То же самое касается капремонта Дменисской школы и строительства ряда других сельских школ в Цхинвальском районе, которое было проведено опять-таки не в период «100 дней» озерского Бонапарта, а в течение этого лета новым руководством Республики.
России и Южной Осетии нужна новая информационная политика
Касаясь ведущейся информационной войны, следует сделать вывод о том, что информационное взаимодействие между Россией и Южной Осетией явно нуждается в выходе на качественно новый уровень, особенно если учитывать те усилия, которые предпринимаются Грузией и ее покровителями, максимально задействовавшими ресурсы либеральных и прозападных масс-медиа в самой России, в то время как эффективного противодействия этот агрессивный черный пиар почти не встречает. В России на данный момент отсутствует пул журналистов, которые бы объективно освещали позитивные сдвиги в Южной Осетии. В ходе отражения грузинской агрессии информационное взаимодействие осуществлялось намного слаженнее и организованнее, но освещение этапа мирного строительства и развития двусторонних отношений во многом было пущено на самотек. В российских СМИ сегодня ощущается явная нехватка качественной информации относительно того, что же происходит в Южной Осетии, поэтому нужна новая информационная политика.
Давид ПУХАЕВ