В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.
(Сократ)
Не встречайте людей по одежке,
Не берите вы в счет красоту,
Вглубь души загляните немножко,
Поищите вы там доброту.
Доброта - это тихое море,
Где спокойно, совсем не штормит,
Где так манят, чаруют просторы,
Где волна за волною бежит…
В этих стихах добрая и спокойная искренность, и умиротворенная мудрость. Такие строки мог написать лишь человек, чей внутренний мир полон бесконечной добротой. Их автор – известный в Южной Осетии врач-акушер Аза Худжеева, чьи таланты разносторонни настолько, что порой кажется невероятным сочетание их в одном человеке.
О своих детских и юношеских годах она рассказывает охотно.
«Я была четвертым ребенком в семье, а папа мой был военным, офицером-сверхсрочником, прошел всю войну. Мама тоже была участницей Великой Отечественной войны. В 1945 году они поженились и поехали в Германию. В Виттенберге родился мой брат, а сестра родилась уже в Цхинвале 1949 году», - вспоминает она с любовью о своих родителях.
Сама Худжеева тоже родилась в Цхинвале. Счастливый папа, в то время возглавлявший секретный отдел в военкомате, сразу же приехал полюбоваться на дочку.
«Когда папа приехал, мама показала меня ему из окна. Как рассказывают, он поднял голову, рассмеялся и сказал – "Она у меня будет врачом". Можно сказать, что моя судьба была предрешена уже в детстве», - говорит она смеясь.
Когда Азе Худжиевой исполнилось четыре года, отца ее не стало, но она всегда помнила его слова, а все родные называли ее будущим врачом. Это и стало определяющим при выборе будущей профессии после окончания средней школы.
Она поступила в Североосетинский государственный медицинский институт, который окончила в 1974 году. Сразу же, по распределению, она попала во Владимирскую область – Меленковскую районную больницу, где и прошла интернатуру на базе Ивановского медицинского института.
«Я до сих пор помню всех людей, с которыми жила и работала там - они все были очень добрые и отзывчивые, несмотря на то, что жили в тяжелых условиях. Еще долгое время после отъезда я сними переписывалась», - с грустью вспоминает Худжеева.
Через два года она вернулась на свою родную землю, вышла замуж и девять лет работала в медсанчасти в шахтерском поселке Квайса.
Уже тогда она понимала, что может достичь большего и приносить больше пользы своему народу. В 1982 году Худжеева поступила в клиническую ординатуру, на базе научно-исследовательского института имени Чачава в Тбилиси и окончила ее в 1984 году. Вскоре она начала работать в Цхинвальском родильном доме врачом-акушером, где и работает по сей день.
«Она трудная - наша работа, потому что врач отвечает за две жизни. Бывают осложнения, случаются и трагические моменты – очень больно, когда женщина уходит из родильного дома без ребенка. Она трудная, но не отпускает меня. Я очень люблю свою профессию, и ни в какой другой сфере я себя не представляю», - говорит она.
А сколько любви и нежности в ее глазах, когда она говорит о беременности.
«Беременность женщины – это, то, что ей было дано от природы, она продолжает род человеческий. Это очень ответственно, но, к сожалению, многие этого не понимают – это встречается во многих семьях. Ее надо беречь, согревать, заботиться о ней», - говорит она уже более строго, как будто обращаясь к нерадивым супругам будущих мам.
«Все-таки, у нас хорошая специальность, в ней много доброго и позитивного. Она дарит радость - приятно, когда женщина сияет, уходя из родильного дома с ребенком», - делиться своими переживаниями Худжеева – мать двоих детей и уже бабушка четверых внуков.
Чувство любви к жизни, к людям, к детям дало толчок для развития еще одного ее дарования – поэзии, а пишет она как на своем родном – осетинском, так и на русском языках.
«Мой дедушка по материнской линии, тоже сочинял - на всех застольях он бывал тамадой и очень часто декламировал свои четверостишия. И дядя мой по материнской линии - майор милиции - он тоже часто сочинял. И мой двоюродный брат по материнской линии тоже пишет стихи», - рассказывает Худжеева.
Свое первое произведение она написала в шестом классе, под впечатлением от прочитанного стихотворения в журнале «Огонек», которое она до сих пор помнит.
Груши между листьями блестели,
Листья между грушами шумели.
И о чем шептали листья грушам,
Груши даже слушать не хотели.
Но подули ветры и на землю,
Груша вместе с листиком упала.
Вот упала, к листику припала,
Стала слушать листикины речи
Стала жаться к листику щекою,
Повтори, не слышу, что такое?
Повтори. Но листик не ответил.
Она взяла карандаш в руки, села и написала стихотворение о войне во Вьетнаме, которая была тогда в разгаре. Так началась поэтическая жизнь - ее произведения печатались в стенгазетах в студенческие годы, в районной газете во Владимирской области, уже в годы работы. Эту сторону своей деятельности Худжеева не воспринимала серьезно, до определенных событий, случившихся в ее жизни.
«Личная жизнь у меня не сложилась, а потом началась эта война в 1989 году. Душа моя была переполнена – все это горе и переживания – все вылилось в мою творческую деятельность. Серьезно я стала писать уже с 1993 года», - рассказывает она, вспоминая трагические годы в жизни югоосетинского народа.
На сегодняшний день под авторством Азы Худжеевой вышло уже несколько книг, в том числе и детских.
С ее талантом читатель мог бы познакомиться и раньше, но как говорит сама поэтесса, учреждения печати иногда возглавляют совершенно некомпетентные люди.
«Как-то я отнесла свои стихи в редакцию одной югоосетинской газеты. Главный редактор просмотрела мои произведения и сказала: "Ваши стихи написаны на чувствах и я не буду их печатать". Мне было так больно, что не сдержала слез. Я ушла оттуда, закрыла дверь и четыре года больше карандаш в свои руки не брала», - вспоминает она с горечью.
В следующий раз она снова стала свидетельницей подобной сцены, но уже в редакции другой газеты. Ее ожидала такая же встреча, но она была к этому уже готова – поразило ее другое.
«Во время моего разговора с редактором газеты зашел молодой 16 летний парень со стихами. Редактор их просмотрел и сказал: "Можешь дальше не стараться - поэт из тебя не получится". По выражению лица этого мальчика я поняла, что он чувствовал то же самое, что и я во время разговора с первым редактором», - вспоминает Худжиева.
Впервые ее стихи были напечатаны в Южной Осетии благодаря Георгию Догузову, сотруднику редакции газеты «Южная Осетия».
Были и другие люди, помогавшие Худжеевой доносить до народа ее талант – заслуженная журналистка Ирина Голоева, корректор Заира Бежанова, редактор Валерий Гобозов.
«Валерий мне впервые сказал: "Ты можешь писать, так пиши!" Это великий поэт современности это великий знаток осетинского языка», - с нежность вспоминает она.
В свет вышли уже три книги Азы Худжиевой «Арвырон» - стихи для детей на осетинском языке, «В плену любви» и «Эхо войны».
У нее есть еще одно увлечение, уже никак не связанное ни с ее основной профессией, ни с поэзией – она мечтает создать музей – «Национальное осетинское жилище».
«У меня много старинных осетинских вещей – домашняя утварь, предметы, которые использовались в хозяйстве. Я собираю эту коллекцию с юных лет и многие люди, знающие о моем увлечении помогают мне в поисках. Для начала я хочу выделить одну комнату в моем доме в деревне и разместить там все это богатство», - делится она своими планами.
Деревня, о которой упоминает Худжиева – родина её отца село Цъорбис Знаурского района.
«Этот уголок самый дорогой моему сердцу, здесь написана большая часть моих стихов», - рассказывает она.
Она пишет стихи с той же любовью, что и ухаживает за роженицами.
«Иногда трудишься над одним стихотворением - это трудный процесс - но в итоге он получается и приносит тебе ни с чем не сравнимую радость», - говорит Худжеева.
Ее стихи отражают ее отношение к жизни, ее чувства и эмоции – они красивы и чисты также как красив ее внутренний мир.
Глубокое потрясение, как и весь народ Южной Осетии, как и весь мир, она испытала во время трагических событий в августе 2008 года. Глубокое чувство благодарности России, которая пришла на помощь Южной Осетии, вылилось в стихотворение под названием «Ода России».
Ода России
О, Русь великая спасибо,
За помощь в час наш роковой!
Благословенна, справедлива,
Поклон тебе, поклон земной.
В бою неравном и жестоком,
Погибли лучшие сыны,
Казалось, мы забыты богом,
Покинуть край родной должны.
Уже совсем иссякли силы,
Народ мой кровью истекал,
Мы всех о помощи просили,
Никто, увы, нам не внимал.
Лишь ты одна, моя Россия,
Плечо подставила тогда,
Надежду, силы в нас вселила,
Врага осилить помогла.
Нам руку помощи подали,
России славные сыны.
Для нас они родными стали,
В сердцах величье обрели.
За нас, увы, как не прискорбно,
Погибли и твои сыны,
О них мы помним денно, нощно,
О жертвы горькие войны!
России матери, простите,
За боль потерь своих сынов,
Чем, как помочь вам, подскажите!
Чтоб вас утешить нету слов.
Мой горный край – теперь свободный
Лихим годам пришел конец.
Вам всем поклон наш всенародный,
Тепло истерзанных сердец.
С тобой могучая Россия,
Вперёд с надеждой смотрим мы,
И все сумеем, все осилим,
И верим – сбудутся мечты.
Тебя поставить на колени,
Пытались, славная, не раз,
Но ты гнала прочь злые тени,
Непобедимой прозвалась.
Россия, сколько раз сражалась,
С врагами, что вершили зло.
Сынов отважных ты лишилась,
Но побеждала все равно.
Татаров и монголов орды,
Наполеоновкская рать,
Фашизм теней над всей Европой, -
Сумела их побить, изгнать.
Хребет кичливому французу,
Сломала ты, жива молва,
Когда покой он твой нарушил,
Придя войной издалека.
Зверь в человеческом обличье
Был загнан в логово тобой,
И там поборник зловеличья,
С позором кончил путь земной.
Твой путь, конечно, не был гладким,
Но, ты, невзгоды одолев,
Дала отпор лжедемократам,
Поднять достоинство сумев.
Ты – словно россыпь бриллиантов,
Из наций разных монолит,
Ты – равноправия глашатай:
С мечетью рядом храм стоит.
Живи в веках моя Россия –
Оплот свободы и добра,
И на земле и в небе синем,
Непобедимой будь всегда.
Медведев, Путин и Россия –
Слова священные для нас:
Ведь с ними мы теперь всесильны
И это, верьте, без прикрас.
Какая мощь, какая сила,
Сокрыты в этих трех словах!
Под сенью Божьей будь Россия,
И славься, славься ты в веках!