Предсказатели национального значения

ср, 02/01/2013 - 15:03
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Общечеловеческая истерия с ожидаемым концом света показала, как сильно еще человек зависит от навязываемого мнения. Люди покорили космос, управляют ядерной энергией, клонируют живые оргазмы… и верят гаданию на кофейной гуще, колдовству магов и ясновидящих. Поэтому неудивительно, что выборочная трактовка календаря племени майя стала причиной переживания людей от полюса до полюса.

Впрочем, предвидение все же вещь реальная. Конечно, если оно не охватывает глобальные сферы. Когда-то мне пришлось присутствовать на одной из сессий Верховного Совета РЮО, на которой председательствовал Торез Кулумбегов. Помнится, у него было выступление, в ходе которого председатель юго-осетинского Парламента, коснувшись традиционного вопроса грузино-осетинских отношений, предрек, что еще наступит время, когда из Грузии в Южную Осетию будут перебегать грузинские политики, представители интеллигенции. Возможно, когда-нибудь даже Гамсахурдиа. И еще он предсказывал, что квартиры в Цхинвале будут стоить дороже, чем во Владикавказе, а в Республику будут приезжать работать из Северной Осетии. Тогда большинство из присутствующих, и я, в том числе, посчитали эти слова Тореза обычной утопией. Но прошло время и необычайным образом эти слова оказались пророческими.
В последние годы в Южной Осетии, действительно, работает много специалистов из Северной Осетии, как на рядовых, так и на ответственных должностях. Стоимость квартир, особенно съемных перекрывает аналогичные показатели Владикавказа. Да и грузинские эмигранты тоже были не редкость. Правда в большинстве случаев территория РЮО была для них транзитным коридором на пути в Россию. Перечень же таких персон был разный: от редактора интернет-сайта до высокопоставленного чиновника грузинского правительства. Гамсахурдиа в их числе, правда, в итоге не оказался, но на территории Осетии ему все же быть пришлось. В 2007 году его прах из Грозного через Северную Осетию был перевезен в Тбилиси.
…В мировой истории было немало предсказателей, так сказать с авторитетом. Это и Нострадамус, и Серафим Саровский, и Ванга... В Осетии жил Сем Санаты (Санаев), простой горец с непростой судьбой. Считается, что он обладал даром предвидения. К сожалению, из его пророчеств сохранилось немного, но и они вызывают неподдельный интерес.
По народным преданиям Сем Санаты (Санаев) родился 250 лет назад в ущелье Закка Центральной Осетии в родовом селении Санаевых. Отца его звали Бердых, а мать была из фамилии Санакоевых. Сем Санаев оставил после себя несколько предсказаний. Часть из них невозможно пока понять, но другие уже являются частью современной действительности. «Уд дзы нæ уыдзæн, афтæмæй лæсдзæен» (Не будет в нем души, но будет двигаться). Перед нами описание самодвижущегося механического устройства, возможно робота-андроида. Если в научных центрах работы в области электроники будут идти прежними темпами, то к концу нынешнего века механические люди станут обычным явлением на производстве и в быту.
«Æндахы хуызæн уыдзæн къæцæлыл, æмæ дзырд хæсдзæн, цы йæ хондзысты – уый нæ зонын» (Будет он подобно нити на палочке и будет слова переносить, как называться будет – не знаю). Какими словами мог иначе описать принцип действия проводного телефона горец, никогда не выезжавший за пределы ущелий Осетии?!
«Бæсты фæстаг уыдзæн дон æмæ Уырысы» (В конечном итоге, всё будет принадлежать воде и России). Возможно, в будущем в результате природных катаклизмов большая часть суши будет затоплена и останется только территория России. Сегодня нам этого пока не понять. Но разве предсказания Сема Санаты охватывают только наш век?
«Хохы фæстаг суыдзæн быдыраг» (Последний горец станет жителем равнины). Это предсказание в Осетии, к сожалению, наступает слишком быстро.
«Ахæм фæлтæр уыдзæн, æмæ лæг базырджынæй тæхдзæн» (Настанет такое время, что человек будет летать на крыльях). Современному человеку полеты на самолете уже не кажутся в диковинку. Но представьте себе, как относились к этим словам люди, жившие во времена Сема. Едва ли они всерьез могли воспринимать такое предсказание.
«Хæдтулгæ уæрдон уыдзæн» (Будет самоходная арба). Сегодня автомобиль уже не удивляет даже чукчей и эскимосов в тундре.
«Куыд фæстагмæ зымæг æмæ сæрд сæмхæццæ уыдзысты» (Впоследствии зима и лето смешаются). Возможно, это предсказание глобального потепления, или, наоборот, очередного ледникового периода.
Кстати, Сем Санаты оказался провидцем и в собственной судьбе. В преддверии своей кончины он обозначил конкретный земной срок: «Иннæ майрæм-боны Захъхъайы аргъуанæн йæ кæлæн бон, мæнæн та – мæ мæлæн бон» (В следующую пятницу церковь в Закка развалится, а для меня эта пятница будет последним днем). Так все и случилось.
Помимо общечеловеческих пророчеств Сем Санаты предсказывал судьбы отдельных людей или жителей селений. В его времена Центральная и Южная Осетия были в составе одной территориально-административной единицы Российской империи. Поэтому Сем бывал частым гостем на юге Осетии. Тем более, что здесь жили родственники его матери, а племянник у осетин всегда был на почетном месте. Например, известны его характеристики жителей и местностей ущелья Урс-Туалта Дзауского района. Так, о селении Къабуста он сказал: «Йæ ран, йæ фадат хорз сты, фæлæ сты адæмы разæй быдираг, ома лидзинаг фæуыдзысты» («Место и условия хороши, но люди отсюда раньше других сбегут на равнину»). Про селения ущелья Челиат: «Йæ ран æмæ фадат бæллиццаг нæу, æмæ дзы лæг кæд фыргуыст кæна, уæд къæбæр хæрдзæнис!» (Место и возможности настолько плохи, что человек здесь может прожить только тяжелым трудом!»). В другом варианте о Челиате говорится: «Йæ ран, æмæ зæхх нæ бæззынц (зæйты тыххæй), фæлæ йæ адæм хорз сты». («Место и земли никуда не годятся (из-за постоянных снежных лавин), но живут здесь хорошие люди»). Про Едыс Сем сказал: «Йæ ран йæ фадат хорз у, фæлæ æрбацæуæггæгты зондæй æмæ сылгоймæгты хъæрæй сæфт у!» («Место и потенциал хороши, но из-за господства здесь пришлых и склок женщин эти места обречены!»). Села Ермана охарактеризованы: «Сæ ран, сæ уавæр хорз сты, фæлæ арвæй æлгъыст сты!» (сæ хуымтæ сын бирæ хæттыты мит æрæййафы æнæ карстæй) («Место и положение отличны, но эта местность проклята небом!» (Поскольку их хлеба зачастую снег застает неубранными). О селении Брытъата мудрец сказал: «Йæ ран, йæ фадат хорз сты, фæлæ магусайæ сæфт у!» («Место и положение хороши, но его погибель в лени!». О Згъуыбире отметил: «Йæ ран, йæ фадат мæнæ-мæнæ нæу, фæлæ дзы цъиу æфсæстæй нæ ныззардзæнис!» (Ома уазæг нæ уарзынц) («Его место и потенциал не так уж плохи, однако здесь даже птица не запоет от сытости» (Т.е. жители не отличаются гостеприимством). Селение Сба охарактеризовано так: «Йæ ран, йæ фадат хорз, фæлæ хъал æмæ æппæлойæ сæфт!» («Его место и потенциал хороши, однако зазнайство и хвастовство принесут ему погибель!»). О селах Рука Сем отозвался: «Сæ ран, сæ фадат хорз у. Цæрынц дзы фидар, хъæбатыр адæм, фæлæ сæ цард, сæ уавæр ивд арцæудзæнис!» («Их место и потенциал хороши. Здесь живут сильные, славные люди, но их жизнь и положение изменятся»…
В наше время, спустя века после описания Сема Санаты, можно убедиться в справедливости характеристик провидца. Несколько параллелей. Земли селения Къабустæ действительно обезлюдели первыми и заросли сплошь непроходимыми сорняками и крапивой. Покатые, каменистые склоны Челиата с постоянной лавиноопасностью и по сей день малопригодны для сельскохозяйственной деятельности. Это солнечное ущелье также покинули люди. Именно Едыс в годы Советской власти становится центром Урс-Туалтæ, и здесь как нигде в округе особо чувствовалось влияние извне. Как и раньше, это село представляет собой конгломерат из множества небольших фамилий (что нехарактерно для горной Осетии), о слабости которых свидетельствует отсутствие здесь родовых башен. Ерман при всем обилии плодородных земель славится своими снегопадами, долгими зимами и высотой снежного покрова, а жители – неуживчивым, задиристым характером, немыми свидетельствами чего являются фамильные башни, отличающиеся здесь наилучшим качеством и многочисленностью. В противоположность им башни Брытата, не отличавшихся тщательностью постройки (что, вероятно, и является следствием нерадивости строителей), сохранились только фундаменты. Фамилии селения Рук, расположившееся на входе в ущелье Урс-Туалтæ, славились своей воинственностью и традиционно возглавляли все военные мероприятия урстуальцев. Но уклад жизни Рук претерпевает коренные изменения после прокладки через село Транскавказской магистрали в 80-х гг. ХХ в., связавшей Северный Кавказ с Закавказьем.
Наверное, люди подобные Сему Санаты являются миру, как посланники с закодированной информацией. При этом, как правило, они сами не подозревают о своем предназначении, в большинстве оставаясь непонятыми и порой осуждаемыми. Жизнь Сема Санаты – подлинной исторической личности – после его смерти превратилась в легенду о провидце, сумевшей заглянуть сквозь века.

Коцты Х.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest