Государственный строй и исторические события на протяжении десятилетий затрагивают не только общественных деятелей, но влияют и вносят свои коррективы и в судьбы обычных, можно сказать, рядовых жителей. И говорить о том, что человек — хозяин своей судьбы, планировать жизнь наперёд — это настолько неустойчиво и относительно, что порой кажется нелепым, ибо никогда не знаешь, что тебя ожидает завтра. За незначительный промежуток времени жизнь может настолько кардинально измениться, что еле успеваешь подстроиться под новые реалии.
Общественные и политические повороты в жизни Республики сказались и на судьбе семьи многодетной матери и просто осетинской женщины.
Римма Кулумбегова родилась в одном из живописнейших мест Знаурского района Южной Осетии. После окончания школы поступила на политехнический факультет филиала Тбилисского госуниверситета в Цхинвале, на вечернее отделение. Одновременно с учёбой в вузе Римма работала технологом на заводе «Электровибромашина». Окончив в 1988 году университет с красным дипломом, она стала старшим технологом на заводе.
Жизнь на тот момент в Республике была крайне тяжёлой — после войны кругом разруха и голод. Тем не менее, молодая семья Риммы пытается обустроиться.
В 1990-е годы во всей России криминал становится обыденностью, а в Южной Осетии «лихие», как их называют, девяностые, обостряются и послевоенной разрухой.
Скоро в их семье появляется первенец. Но 1994 год для молодой семьи становится роковым — посреди ночи к ним в квартиру врывается незнакомый вооружённый человек и открывает огонь на поражение.
Как вспоминает сама Римма, этот день стал одним из тех, когда жизнь проносится перед глазами и понимаешь, что вот он, конец.
«Это было в сентябре, в ночь на 21 сентября, накануне Рождества Пресвятой Богородицы. Я была на кухне, слышала стук в дверь и крик свекрови. После автоматной очереди я поспешила в прихожую. От увиденного у меня подкосились ноги. Когда я пришла в чувства, поспешила позвать на помощь», — с грустью вспоминает Римма.
В ту ночь автоматная очередь, выпущенная в квартиру, ранила главу семейства, на месте убила свекровь Риммы, которая укачивала полугодовалого внука. Мальчик чудом остался жив.
Мужа Риммы, Сослана, находившегося между жизнью и смертью, переправили в Москву. Не один месяц она провела там с мужем, ухаживая и поддерживая его. После многочисленных операций он вернулся домой. Римма, не жалея сил и времени, посвятила себя полностью сыну и больному мужу. На работу она больше так и не вернулась.
В нелёгкие для Республики годы, когда на зарплату не то что месяц, а неделю трудно было прожить, муж не переставал работать, несмотря на инвалидность, которую ему обеспечил незваный гость.
Спустя некоторое время в семье появился второй ребёнок — сын, а через пару лет — третий. Теперь в многодетной семье Риммы трое сыновей.
«Дети — это самое лучшее, что есть в этой жизни, они спасают, когда опускаются руки, я не представляю жизнь семьи без детей, многие осуждали меня, говоря, что с больным мужем троих не поставим на ноги, но я всё-таки решила рискнуть», — с воодушевлением произносит Римма.
Время шло, жизнь в Республике менялась в лучшую сторону, хотя ночные обстрелы не прекращались несколько лет.
К этому времени молодая семья завершила строительство нового дома в Цхинвале и переселилась туда. Дом был красивый, уютный, с камином, с маленькой лесенкой на второй этаж, где был сказочный балкон, выходящий во двор. Но жизнь этой замечательной семьи в новом доме была недолгой.
В Южной Осетии не первый год уже была напряжённая обстановка, и муж Риммы, будучи патриотом до мозга костей, вступил в ряды народного ополчения и служил в 5-м батальоне.
Настал август 2008 года. Сослан был на посту в селе Прис в ночь с 7 на 8 августа, а Римма с детьми — дома. С началом бомбёжки они спустились в погреб. Пару часов спустя дом был обстрелян установками «Град». Половину второго этажа снесло, дом загорелся. Римма с сыновьями оставалась в погребе. От дыма и гари было трудно дышать, старшему сыну удалось достать телефон и попросить о помощи.
«Это был второй раз, когда вся моя жизнь пронеслась перед глазами. Младший сын сильно плакал, я его прижала к себе, и от этого он начинал плакать ещё сильнее, средний дрожал всем телом и, не реагируя на происходящее, смотрел на меня огромными от ужаса глазами, позже врачи объяснили, что это был шок», — со слезами говорит Римма.
Когда друзья мужа пришли в горящий дом, в погребе нечем было дышать. Римма смотрела отрешёнными глазами, крепко держа сына, и не хотела его отпускать.
«Смутно помню, как нас вызволяли из подвала, помню, как одна мысль крутилась в голове: “Не дам забрать детей”, — не понимая, что за люди пришли и чего они хотят», — продолжает она.
Ребята, спасшие Римму с детьми, были сослуживцами мужа, которые пришли по его просьбе. Сам же Сослан не оставил пост, а только сдав смену утром, смог увидеть семью.
Рано утром 9 августа, Римма отправила детей к родственникам во Владикавказ, сама же осталась в Цхинвале.
Война кончилась. Город почти восстановлен, большинство разрушенных домов отстроили, а дом Риммы и Сослана, как был в руинах после августа 2008 года, так и стоит сегодня.
На долю этой супружеской пары выпал ряд тяжких испытаний, но и в горе, и радости, в болезни и здравии они вместе — плечом к плечу прошли сквозь сложности судьбы.
Огромную стойкость, стальной характер и силу духа показала эта хрупкая женщина — Римма Кулумбегова, ухаживая за больным мужем, воспитывая троих детей. Она ни разу не пожаловалась на жизнь. И никто кроме неё не знает, чего ей это стоило. И не дай Бог такое испытать кому-либо ещё.