12-13 декабря во Владикавказе проходила Международная научная
конференция «Особенности и перспективы интеграционных процессов Северной и Южной Осетии». Организаторами мероприятия выступили Владикавказский научный центр Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания совместно с Северно-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева. В рамках конференции состоялась презентация книги руководителя Администрации президента Республики Южная Осетия Бориса Чочиева «Грузинские летописцы и историки о Южной Осетии и Грузии». Это говорит о большом не только общественно-политическом, но и научном значении данного издания. Здесь собраны воедино фрагменты известных авторитетных грузинских исторических источников, подтверждающие автохтонность осетинского этноса на территории Южной Осетии. Об актуальности проведения подобных мероприятий, своем видении интеграционных процессов юга и севера Осетии, а также об идее создания книги в интервью ИА «Рес» рассказал ее составитель Борис Чочиев.
- Идея рождения этой книги, я думаю, очевидна. В течение многих лет нам внушали, что мы, осетины, - гости на своей родной земле. Особо это проявилось у наших южных соседей после 1989 года. Анализируя материалы грузинских ученых о Южной Осетии и Грузии, написанные более ста лет назад, я удивлялся, почему мы их не публикуем. Отдельные публикации переводов были, но я решил избрать другую форму – привести в рамках одного издания и фрагменты оригиналов трудов авторитетных историков Грузии на грузинском языке, и их переводы на русский и английский языки, чтобы представители международного сообщества увидели, что грузинские историки писали о себе тогда и что они говорят сегодня. Интересно, что источники на грузинском языке даны прямо в сканированном виде, чтобы ни у кого, даже при большом желании, не возникло сомнение в их подлинности. Я думаю, что мы попали в точку, так как книга получила множество положительных отзывов. Мы направим экземпляры книги и в международные организации. Главное, что это – грузинские материалы без каких-либо комментариев. Меня многие уговаривали включить в книгу наши комментарии, но в таком случае, я думаю, книга потеряла бы всю ценность.
– Тираж книги всего 1000 экземпляров. Учитывая, что многие участники презентации высказались за ее дополнение другими материалами и переиздание повышенным тиражом, собираетесь ли Вы заняться ее переизданием?
– Да, на презентации многие высказали необходимость увеличить тираж книги. 1000 экземпляров – не так много. Тем не менее, хочется выразить огромную благодарность Президенту нашей страны Леониду Харитоновичу Тибилову за то, что он к пятилетию признания независимости нашей страны Российской Федерацией из средств Резервного фонда профинансировал издание этой книги. Свободных финансовых средств сегодня у Республики нет. Но, если наши северные братья нам в этом помогут, то я думаю, есть, над чем поработать. Сейчас, когда мои коллеги и я перелистываем книгу, обнаруживаем, что многие моменты, которые можно было туда включить, упущены. Я думаю, новое издание книги будет более полным и интересным.
– Вы много лет были участником переговорного процесса Южной Осетии с Грузией. Не планируете ли издать книгу и об этой части истории нашей Республики?
– Материалы по переговорному процессу уже почти готовы. Я люблю разговаривать документально. И сейчас, просматривая те заявления, которые мы делали в то время – во время работы в Смешанной контрольной комиссии, человек испытывает гордость за жесткую, принципиальную позицию нашей стороны, основанную на высоком профессионализме и компетентности. О многом говорит и то, что, будучи не в силах превзойти нас в профессиональном плане за столом переговоров, грузинская сторона вначале стала требовать полного отказа от формата СКК вообще, а впоследствии и вовсе развязала полномасштабную военную агрессию против Республики Южная Осетия.
– Насколько, по Вашему мнению, актуально проведение научных конференций и других мероприятий, посвященных интеграционным процессам двух частей Осетии?
- Я уже отмечал в своем выступлении во время презентации, что такие мероприятия необходимо проводить не только от случая к случаю, но надо сделать их ежегодными. Давать по итогам каждой конференции домашнее задание каждому участнику, чтобы все решения были обдуманными и не просто фиксировались на бумаге, а исполнялись в заранее определенные сроки. Сегодня нам надо работать над сохранением независимости, не думая о том, кто где проживает. Любой осетин, где бы он ни был, должен сделать все возможное в укреплении нашей независимости. Самое главное для нас, чтобы мы не потеряли то, что завоевали.
Второй вопрос после обретения независимости, чтобы народ Осетии был един. Если мы не будем с Россией, какие бы новые силы не приходили к власти в Грузии, у них цель одна - изгнать осетин с родной земли или сделать их грузинами, как это мы часто видим в Грузии. Так что вопросы объединения и интеграции для нас остаются в числе важнейших. У нас впереди большая работа.
– Как Вы думаете, север и юг Осетии объединятся?
– Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу вспомнить телепередачу «Наедине со всеми», в которой участники спросили меня, верю ли я, что Россия нас признает. Я ответил, что, если бы не верил в признание со стороны России, в победу нашего народа, то ни минуты не оставался бы в политике. Как видите, я оказался прав, и весь народ, все патриоты и борцы за свободу и независимость Южной Осетии оказались правы. То же самое относится и к Вашему вопросу. Все реально, если все мы будем слаженно и действенно работать на результат. Осетия объединится, но в данный момент есть множество препятствующих этому политических нюансов, которые надо учитывать. Нам для начала надо работать над укреплением независимости и государства, параллельно проводя и практические шаги по интеграции. Наше поколение реализовало вековую мечту предков – добились независимости. Второй наш шаг – это объединение Огсетии в составе России. Тем более, что наш народ высказался за это на Референдуме 1992 года.