Ленингорский район. Сложность неизбежного выбора

вт, 30/09/2014 - 10:42
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Тема Ленингорского района, вернее, зоны поселка Ленингор и близлежащих сел снова стала актуальной в СМИ после того, как здесь началась выдача новых справок, дающих право на пересечение грузино-осетинской границы.

Пропуска для перехода через границу имеет право получить категория граждан, постоянно проживающих в определенных населенных пунктах Ленингорского и Дзауского районов Южной Осетии и которые не имеют югоосетинских паспортов. Де-факто это граждане Грузии. Пропуск им требуется для прохода через пункт пропуска на границе, т.к. югоосетинская сторона, в силу отсутствия межгосударственных отношений с Грузией, не признает грузинские паспорта в качестве удостоверяющих личность жителей Республики Южная Осетия документов. Поэтому данной категории лиц предлагается получить соответствующие документы в Южной Осетии.
Причем двум тысячам жителей такие пропуска уже выданы (это не считая Синагурской зоны Дзауского района). А другие две с половиной тысячи попытались получить документы на пересечение границы, постоянно проживая и работая в Грузии. При этом эта последняя категория считается в той же Грузии беженцами из РЮО.
Почему же раньше не возникало подобных проблем, ведь пункты пропуска на границе с Грузией существуют еще с 2008 года, и движение через них было всегда оживленным. Вопрос остро встал тогда, когда полномочия по выдаче пропусков передали в Комитет государственной безопасности РЮО. Теперь документ выдается только после тщательной проверки и лишь реально проживающему в Южной Осетии лицу. Прежние власти района, выдававшие пропуска до 2014 года, особо не утруждали себя проверками. В результате разрешений было выдано почти в два раза больше количества жителей поселка Ленингор и его окрестностей.
Понятно, что такое положение дел устраивало всех лиц, живущих на «два дома». Можно приезжать на работу в Южную Осетию, получать достойную зарплату и одновременно получить жилье и пособия в Грузии. И при этом никаких обязательств перед Южной Осетией не иметь.
Понятно, что при налаживании контроля за выдачей пропусков возникают и неизбежные организационные накладки. Это вызвало определенное недовольство среди жителей района. Вопросом на месте интересовались представители Парламента и Общественной палаты РЮО. Было высказано мнение о необходимости работы с населением по вовлечению его в реинтеграционные процессы, на основании информационной и идеологической работы, создания привлекательных социально-экономических условий жизни в регионе.
В связи с ситуацией в Ленингорском районе прозвучало и особое мнение. Руководитель Администрации Президента Б.Чочиев напомнил, что после освобождения Ленингорского района от грузинской оккупации грузинское правительство фактически создало искусственную ситуацию с так называемыми «беженцами из Ленингора»: «Многие жители района, за исключением сел Цинагарской зоны, пошли на поводу у грузинского правительства и оформились в Грузии в качестве беженцев, в нескольких населенных пунктах Грузии для них в политических целях на деньги Запада были построены так называемые поселки беженцев с более 5000 коттеджами. Туда приезжают иностранные делегации, которых активно вводят в заблуждение, уверяя в том, что мирное грузинское население якобы изгнано из района».
Руководитель Администрации Президента отметил абсурдность такого положения: «В то же самое время эти же жители могут свободно пересекать границу Южной Осетии и жить в своих домах в Ленингорском районе Южной Осетии, заниматься своим хозяйством. Но это абсурд - если человек имеет возможность посетить свой дом и жить в нем, то он не может считаться беженцем». И требования таких людей относительно пропусков безосновательны: «Те жители района, которые сегодня имеют гражданство Грузии, статус «беженца из Южной Осетии» и жилплощадь в «поселках беженцев», не имеют права просить нас о пропусках. Тогда получается, что мы сами же признаем, что, якобы, изгнали их, и в то же время выдаем им пропуска для постоянного пересечения границы в обоих направлениях».
Б.Чочиев отметил, что прошло уже шесть лет после войны и людям пришла пора определиться: числиться беженцем в Грузии или спокойно жить в своем доме в Ленингорском районе Республики Южная Осетия. «Какой бы выбор ни сделали эти люди, на их дома никто не претендует. За прошедшие шесть лет правоохранительные органы Южной Осетии обеспечили в Ленингорском районе полнейшую законность и правопорядок, который позволил сохранить все домовладения в целости и сохранности. И если кто-то выбрал местом своего проживания Церовани, то им надо дать право аккуратно разобрать свои дома в Ленингорском районе и поставить их рядом со своими домами в Церовани», - отметил Б.Чочиев.
При этом им было высказано и категоричное предложение: «Я как член Совета безопасности, как руководитель администрации президента, как гражданин нашей страны, на предстоящем обсуждении данного вопроса в Совете безопасности РЮО буду настаивать, что до тех пор, пока тот или иной житель Ленингорского района не привезет справку из так называемого «Министерства по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, беженцев и расселению Грузии», что он отказывается от статуса беженца, что его никто не выгонял, пока не сдаст свой дом в Церовани, ему нельзя выдавать никакие пропуска».
По этой теме высказался и полпред президента РЮО по постконфликтному урегулированию Мурат Джиоев: «В соответствии с международным правом на них не может распространяться статус беженца, поскольку их никто не выгонял, они добровольно покинули свои дома и переселились в Грузию под влиянием грузинской агитации. Они имели возможность приезжать в Ленингор, навещать свои дома, которые никто не трогал, обрабатывать свои огороды, значит, тем более на них не распространяется статус беженца. Эти люди могут вернуться на постоянное место жительства в Ленингор, но в таком случае они должны отказаться от статуса беженца в Грузии и не должны иметь жилье в Грузии, которое получили именно как беженцы».
С этой позицией солидарен и заместитель председателя Парламента Д.Тасоев: «Жители Ленингорского района должны, наконец, принять изменившиеся геополитические реалии, официально отказаться от гражданства Грузии и получить паспорта граждан Республики».
Мы, таким образом, стали свидетелями официального единодушия в вопросе с необходимостью определения своего статуса жителями Ленингорской зоны. Образно говоря, либо вы по эту строну границы, либо по ту. Конкретно и сурово.
Здесь нам бы хотелось отметить несколько моментов. Ситуация в Ленингорской зоне несколько отличалась от ситуации в остальной части РЮО. Даже в советское время эта зона больше была интегрирована в саму Грузию, чем в югоосетинское культурное и экономическое пространство. Одно то, что в районный центр можно было добраться по автомобильной дороге только через территорию Грузии, говорит о многом.
После того, как в 90-х годах грузинские националисты изгнали большую часть осетин из района и реквизировали их собственность, «осетинская тема» для местной общественности была закрыта. О своей связи с РЮО здесь вспомнили всего-то раз - во время приезда в Ленингор коллаборациониста Дмитрия Санакоева во время его «предвыборной кампании» по избранию псевдо-президентом Южной Осетии.
«Для нас переход из одного состояния в другое произошел за одни сутки. Еще вечером мы были частью Грузии, а утром нам сообщили, что теперь мы живем в Республике Южная Осетия. Это было принять очень сложно», - так делился своими соображениями один из местных жителей.
Действительно, если жители грузинонаселенных сел остальной части РЮО ощущали себя частью Южной Осетии, то жители Ленингора не были обременены даже такими ощущениями. Единственными представителями из Цхинвала, побывавшими за эти годы в Ленингоре, были журналисты ГТРК «ИР» Г.Хуриев и К.Кошты, которые в 2003 году приехали в Ленингор, чтобы сделать репортаж о районном центре. Местные жители тогда на них смотрели дружелюбно, но так, словно к ним прилетели представители неведомой планеты.
Основание для существования двусмысленности статуса жителей региона создает, прежде всего, возможность для беспрепятственного передвижения между Ленингором и Грузией. И эту возможность мы предоставили им сами. Конечно же, это был гуманный шаг, чтобы жители региона могли поддерживать отношения с родственниками в Грузии, посещать Грузию по тем или иным вопросам. Но это была временная мера, чтобы в одночасье не оборвать связи, сложившиеся у этих людей за период грузинской оккупации части района.
Во время подготовки материала мы, конечно же, не могли не поинтересоваться и мнением самих жителей Ленингорской зоны. Люди относятся к возможному выбору между Грузией и Южной Осетией по-разному. Одни не приемлют такой категоричности, другие видят в этом неизбежное разрешение существующей двойственной ситуации. При этом восприятие информации разнится в зависимости от степени образованности. Так, работники районной администрации понимают аргументированность требований и ожидают конкретных решений властей. А вот крестьянин, с которым нам пришлось говорить на эту тему, все сводит к одному выводу: «К Новому году границу закроют!»
Отметим, что многие жители почему-то уверены, что дальше резких заявлений дело не пойдет. «В свое время говорили, что граница будет закрыта, потом, что будут ограничения на проезд транспорта. Но, слава Богу, ничего этого не произошло, хотя мы тогда все были очень встревожены. Да и сейчас как-то не верится, ведь тогда зачем выдают пропуска», - еще одно мнение местного жителя.
Отметим, что выдача пропусков сейчас временно приостановлена. Вернее, проводится дополнительная проверка заявлений лиц, которым в выдаче новых удостоверений было ранее отказано. Главная причина отказа - это то, что тот или иной гражданин не проживает постоянно на территории Ленингорского района. А это - единственное условие получения пропуска. Одни с этим смирились, другие - наоборот, считают этот отказ несправедливым, и требуют повторной проверки их заявлений.
Собственно говоря, сейчас жители Ленингорской зоны больше беспокоятся именно о получении пропусков, чем о грядущей необходимости отказаться от статуса беженца и коттеджа в Церовани. Люди, по словам местных жителей, пока об этом стараются даже не думать.
В Абхазии существует схожая ситуация. Здесь выдача абхазских паспортов в свое время вообще приняла повальный характер. В Гальском, Очамчирском и Ткварчальском районах республики было выдано более 22 тыс. паспортов, при том, что грузинское население Абхазии, по данным переписи 2011 года, составляет 46 тыс. человек (19% страны). Один из оппозиционных представителей назвал эту ситуацию «началом процесса вкрадчивой и тотальной грузинизации Абхазии». Пришлось принимать срочные меры, начиная от прекращения выдачи паспортов и замены их видом на жительство, и кончая запретом в указанных районах на участие в выборах жителей грузинской национальности.
В этом отношении в РЮО с паспортами ситуация проще, с 2008 года югоосетинские паспорта и, соответственно, гражданство, по нашим данным, получили 650 человек грузинской национальности, проживающих в районе. Остальные все еще не определились. Теперь настал час истины. Понятно, что этот вопрос во многом затронет личностные моменты, возможны и протесты Запада. Однако интересы национальной безопасности Республики требуют, чтобы жители Ленингорского региона перестали челночничать и выбрать для себя одно государство. Каким бы непростым не был этот выбор.
Если же власти примут конкретное решение и предложат местным жителям сделать решающий выбор во времени и пространстве, то очень бы хотелось, чтобы это произошло не только в виде директивы. Было бы желательно, чтобы до принятия решений представители государственных органов объяснили все людям самим, в процессе непосредственного общения. Конечно же, это будет сделать непросто, можно ожидать бури эмоций, но разговаривать с населением необходимо. Ведь жители Ленингорской зоны - это люди, которые должны стать частью нашего общества.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest