На днях Президент страны Леонид Тибилов выступил с обращением к юго-осетинским добровольцам, принимающих участие в боевых действиях в Луганской и Донецкой народных республиках. Глава государства призвал их вернуться на Родину, поскольку их «задача подошла к концу». Леонид Тибилов отметил, что участие добровольцев из Южной Осетии в защите прав и свобод народа Новороссии, вызывает чувство гордости за их отвагу.
«Но время диктует свои правила: сейчас наши друзья в Луганской Народной Республике и Донецкой Народной Республике переходят к формированию институтов государственности, к иному этапу своего развития, а ваша задача подошла к концу», – отметил Президент.
Глава государства подчеркнул добровольный характер участия осетин в событиях на юго-востоке Украины. «Как Верховный главнокомандующий, я не отдавал приказа о направлении вас в Новороссию. Вы по доброй воле оставили мирную жизнь во имя справедливости. Но как глава государства, сегодня я призываю вас вернуться на Родину», – обратился к осетинским добровольцам Леонид Тибилов.
Безусловно, каждая война имеет свои законы, писанные и неписанные. Много зависит от того, какие силы принимают участие в боевых действиях: регулярные или иррегулярные. Если сражаются армии государств, то применимы различные конвенции и соглашения, если в войне участвуют вооруженные подразделения добровольцев или партизан, то действуют только условности. Партизан и добровольцев обычно в плен не берут, на них не распространяются официальные правила ведения войны.
Поэтому осетинские добровольцы, направившиеся на войну на юго-восток Украины, автоматически оказались вне правового поля. И если местных ополченцев украинские власти еще воспринимали как «своих» граждан, то добровольцы, прибывшие из-за бугра, относились ими однозначно к разряду «террористов». Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но когда такие формальности останавливали осетин, которые все пока делают по зову сердца, а уже после думают о последствиях?
Обычно первыми в пекле войны оказываются одиночки. Так было в Абхазии, так было и на Украине. До того, как на помощь абхазскому народу стали прибывать организованные отряды под командованием Валеры Хубулова, Алана Джиоева (Парпат), Бибо Дзуццева, здесь уже воевали отдельные осетинские добровольцы. Одни из них позже перешли под командование указанных командиров, другие так и остались волками-одиночками. Последние продолжали воевать и после вывода отрядов добровольцев-осетин из Абхазии.
Абсолютное большинство первой волны добровольцев, прибывших на Украину из Осетии, ехали сюда без каких-либо меркантильных интересов. Это однозначно. Сперва в пекло войны бросаются романтики и патриоты. И уже после на волне душевного порыва появляется и мутная пена.
В процессе военных действий всегда возникает тема трофеев. Это не только оружие, бронетехника и военное имущество. Но и определенные материальные ценности: автомашины, банки олигархов... Военной добычи не чурается даже регулярная армия. Имущество побежденных стран всегда пользовалось вниманием как советских генералов в Германии, так и американских военных в Ираке. В последнем случае были разграблены не только государственные банки и офисы партии Саддама Хусейна, но и иракский Национальный музей. Так что военный трофей неизменный символ любой войны.
Однако Донецк и Луганск это не Ближний Восток с его нефтяными богатствами, и брать тут особо нечего. И едва ли стоит считать реквизированные инкассаторские броневики банка Коломойского пределом мечтаний добровольцев. К тому же сами банки «брали» местные товарищи, знающие, где что лежит. Но тут лукавить нечего, на войне как на войне.
Первое упоминание об участии в боевых действиях на юго-востоке Украины людей неславянской национальности было связано с чеченцами. При этом участие это было не только военное, но и политическое. Напомним активную позицию главы Чечни Р.Кадырова в деле освобождения журналистов российского телевидения. Такая работа предполагает не только громкие заявления, но и теневую деятельность на нескольких уровнях, в том числе и в самой Украине.
Вскоре появляется информация и об осетинах. Сперва это было короткое видео с молодыми людьми в военной форме, с осетинским флагом и комментарием: «Осетинские добровольцы поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны с победой». Часть лиц была скрыта, знакомых среди них не было. Поэтому казалось, что эта фотография сделана, либо в самой Осетии, либо на фотографии самих осетин – один два человека. Позже в Луганске видео с прибытием колонны синих «Камазов» и легковушек с добровольцами. Опознавательный маркер – осетинский триколор.
Далее появляется уже основательная видеозапись, здесь уже «знакомые все лица». Отряд выезжал на боевую операцию к Луганскому аэропорту. Здесь ответ на заявления о том, что осетины не участвовали в боевых действиях. И неспроста Луганский аэропорт был освобожден быстрее и с меньшими потерями, чем Донецкий, за который еще идут сражения, и в боях за который осетины участия не принимали.
Возможно, причина бытующего частного мнения, что осетины не всегда фигурировали на передовой связана со специфическими функциями некоторых представителей Осетии. С десяток осетинских добровольцев осуществляли охрану представителей власти юго-востока Украины. Опора на людей, имеющих боевой опыт и определенный менталитет, всегда предпочтительна. Кроме того, осетины не имели связи с местной средой, и не было опасности, что они могли быть ранее завербованы Службой безопасности Украины. А фактов существования внедренных агентов было немало.
Другая часть осетин оказалась втянута в информационное противостояние между центрами влияния в регионе. Во время поездки на юго-восток известного российского политика и идеолога С.Кургиняна осетины не только обеспечивали его охрану, но и помогали ему в пропагандистской работе. Говорят, что известный командир Стрелков-Гиркин даже намеревался арестовать Кургиняна, но присутствие в его охране осетин этого сделать не позволило.
Вместе с тем, основная часть добровольцев принимала активное участие в боевых действиях на всем протяжении фронта: от Славянска до Саур-могилы. И если в составе батальона «Восток» действовала отдельная осетинская рота «Юг», то в других подразделениях состояли лишь небольшие группы. Всего в боевых действиях принимало участие от 80 до 100 добровольцев. Погибло шестеро, в том числе один из РЮО (А.Алборов).
Определенное время понятие «чеченцы» покрывало всех добровольцев неславянской национальности. Хотя самих чеченцев после боев за Донецкий аэропорт в Новороссии осталось мало. Вскоре уже украинское телевидение сообщает конкретно об осетинских добровольцах. При этом используются видеоролики, выставляемые в YouTube самими осетинами. Теперь участие осетинских добровольцев в боевых действиях становится очевидным и документально подтвержденным. Появляются первые потери. Несколько месяцев продолжалась эпопея с нахождением в плену двух осетинских добровольцев. Об этом наша газета писала в эксклюзивном материале с одним из них Т.Еналдиевым.
К сожалению, участие осетин в войне на стороне сил Новороссии вылилось в проблемы для соплеменников, проживающих на Украине. Многим пришлось, особенно молодым людям, спешно уезжать из Украины, чтобы не быть втянутым в военные авантюры новых властей.
Еще один важный момент. В начале добровольческого движения как минимум двое представителей Южной Осетии заявили о наборе добровольцев на Украину. Однако все ограничилось лишь устными заявлениями, не приведшим к практической реализации озвученных инициатив. Ни они сами, ни отряды, которые они якобы формировали на Украину так и не поехали. А выезды добровольцев-осетин осуществлялись по личной инициативе.
По опыту Южной Осетии мы знаем, что фактор добровольцев имеет две стороны. Конечно, когда к вам прибывает подкрепление, да еще с боевым опытом это важно. Но в Южную Осетию приезжали преимущественно люди такого опыта не имеющие. Иногда приходилось добровольцев упрашивать, чтобы они не выдвигались на передовую. Лишь единицы показали настоящую способность воевать. А когда заканчивается активная фаза войны, то возникают проблемы с местными вооруженными формированиями, чего уж говорить о иногородних представителях.
Сегодня в Луганской Народной Республике и Донецкой Народной Республике переходят к формированию институтов государственности, к иному этапу своего развития. И процесс этот не может происходить гладко. Этому пример наша с вами история, где за установление порядка и законности пришлось платить кровью наших сограждан.
В ДНР И ЛНР распутывается большой клубок противоречий, неизбежных при строительстве государственности в условиях неокрепших институтов власти и опасности возобновления вооруженного противостояния с врагом. И сюда неизбежно могут быть втянуты и добровольцы-осетины. Тем более, можно с уверенностью сказать, что кое-кто из них захочет лично участвовать в государственном строительстве в составе той или иной команды. Опасность этого продемонстрировал инцидент в Донецке, когда в результате столкновения получили ранение два осетина.
На самом деле, подобные инциденты не редкость в Новороссии, где пока еще много махновщины. Это неизбежные проблемы роста. Поэтому это ЧП с осетинами получило больший резонанс в нашей среде, чем в самом Донецке. Но от этого не легче. Передел сфер влияния, внутренний раздрай в Новороссии – это не осетинская история.
Бойцы добровольческого батальона «Восток» возвращаются с Донбасса на родину. «Добровольцы в Донецке и Луганске выезжают на родину. Часть батальона уже вернулась в свои дома. Сейчас проходят торжественные проводы отличившихся в боях ополченцев. Добровольцев награждают грамотами и медалями», – сообщил доброволец из Северной Осетии Алан Мамиев. Он также отметил, что из рядов ополчения в Донецке остаются только несколько человек: «Решение остаться в Донецке приняли единицы. Это те, кто изъявили желание продолжить службу по контракту в рядах армии ДНР, или по своим личным соображениям».
Участие осетин в защите интересов народа юго-востока Украины уже становится историей. Добровольцы теперь могут себя считать героями. Это доказал и тот теплый прием, который был им оказан в частности и в Цхинвале. Президент страны Л.Тибилов высказал признательность и высокую оценку гражданской позиции каждого добровольца, воевавшего в Новороссии.
Республика Южная Осетия признало ДНР И ЛНР. Теперь, если будет необходимо, помощь этим странам будет уже оказываться на государственном уровне в рамках межгосударственных соглашений в военной сфере.