Поездка корреспондентов ИА «Рес» в селение Рук стало ярким событием как в плане красочности пейзажей высокогорья, так и в плане насыщенности информации об истории села, многовековых башен и фамильных склепов, которой без устали делился научный сотрудник отдела истории и этнографии ЮОНИИ Ирбег Маргиев.
Стоит отметить, что Рукское ущелье (Рукгом) отличается богатой историей, поражая масштабностью и уровнем жизни фамилий, которые основали села ущелья. Село Рук представляет собой цепочку селений, таких как Нижний Рук, Средний Рук и Верхний Рук. Ущелье само находится к югу от Рукского тоннеля, соединяющего Северную и Южные части Осетии и расположена в верховьях Большой Лиахвы.
Минуя серпантин посреди Рукского ущелья, мы оказались в самом сердце северной высокогорной части республики – в Рукском ущелье. Рук принято считать родовым селением фамилии Плиевых, но кроме них, родом отсюда и такие фамилии как Томаевы и Козоновы.
Памятники и памятные места, связанные с именами замечательных людей не могут не вызвать живого интереса.
По преданию, первым человеком, который осел на этом месте был Рок (Рук) Плиев, который увидел здесь оленьи рога и плетеные прутья, и понял, что это святое место. На этом месте Плиев обосновался, привез семью, а за ним последовали и представители других фамилий – Козоновых и Томаевых.
По другой легенде представители трех фамилий прибыли в ущелье вместе, посреди леса обнаружили родник и плетенные прутья, и основали на этом месте деревню.
Экскурс в историю села начался с осмотра башен, один из которых принадлежал одному из четырех братьев Томаевых - Бега, которые обосновались в селе Верхний Рук.
По словам Маргиева, почти все башни и крепости были разрушены в начале 19 века из-за грузинских руководителей, которые подговорили отряды карателей, который хотели сломить горных осетин.
«Никогда осетины, жившие в горной части Южной Осетии не платили дань (хъалон) Грузии, и те, не зная как с ними справиться, стали доносить лживые сведения о том, что горцы выступают против России. На самом же деле осетины никогда против российского правления не выступали, они лишь добивались того, чтобы не платить дань, - рассказал Ирбег Маргиев. - Пытаясь сломить горных осетин, с 1801 по 1805 годы, ущелье постоянно посещали карательные экспедиции».
Наш экскурсовод рассказал и о величайшем герое ущелья Махамате Томаеве, о котором до сих пор ходят легенды и слагают песни.
«В те времена Рукское ущелье периодически подвергалось репрессиям, - уточняет Ирбег Маргиев. - Одним из самых именитых народных героев был Махамат Томаев, который сам являлся офицером русской армии, но когда увидел, что его народ заставляют платить дань, возглавил восстание жителей ущелья и выступили против трехтысячной оснащённой, военизированной армии. Последний бой Махамата состоялся на высоте, севернее от села Рук, оттуда он перешел по горам в Тырсыгом. С 1805 до 1820-ых годов можно считать Рукское ущелье неспособным вести бои, настолько большими были наши потери».
Также Маргиев рассказал о различиях в башенных строениях, и особенностях их предназначения, подчёркивая, что «у фамилии Плиевых и у Козоновых в селе Верхний Рук сохранились по одной полубоевой башне и по одной башне с полукруглой спинкой, у Томаевых же две башни с полукруглой спинкой».
«Среди строений можно выделить несколько видов башенных сооружений: есть башни жилые, или полубоевые башни (гæнах, чъырын), башни с полукруглой спинкой (гуылдзыг мæсыг) и башни с хозяйственно-жилыми комплексами или замки (галуан, фидар), - пояснил Маргиев. - Из башенных сооружений наиболее ранним, по всей вероятности, является гæнах - это строение, используемое для жилья и обороны. Важно отметить, что крыши у осетинских башен, и замки имели плоскую форму, что отличает их от строений, имеющихся у других народов живущих на Кавказе.
Далее журналистов ознакомили с особенностями погребальных обычаев и значением фамильных склепов.
Собеседник агентства отметил, то для осетин башни и склепы являлись атрибутами величия фамилии, показателем достатка и воинственности.
«По всей республике на данный момент обнаружено около 60 склепов. Из трех видов склепов (подземных, наземных и полуподземных) которые бывают, здесь представлены четыре полуподземных склепа. Как мы видим вход здесь на поверхности, а сами уходят вглубь земли. У каждой фамилии был свой собственный склеп, нельзя было хоронить представителей одной фамилии в склепе другой».
В одном из склепов оказались останки наших предков - древних осетин, нам оставалось только предполагать, кому они принадлежали, какой жизнью жил этот человек и как погиб…
Отсюда же открывается замечательный вид на гору Рес, которая находится на стыке между севером и югом Осетии, воспетая Хадо Плиевым в своей поэме.
Ирбег Маргиев рассказал и легенду, связанную с горой, в честь которой названо наше информационное агентство.
По преданию, на вершине горы некогда была золотая колыбель, которая качалась при восходе солнца и прекращала качаться после захода небесного светила и олицетворяла круговорот жизни.
Помимо башенных комплексов, нами были осмотрены и древнее святилище Хисты-дзуар и православная церковь.
По преданию, перед восстанием против карателей, отряд Махамата Томаева здесь, на святом месте взмолился Всевышнему о благополучном исходе противостояния и отсюда же отправились воевать.
По другой легенде фамилии Томаевых, Абаевых и Хетагуровых просили Амрана Дзанагова пойти с ними в поход, в результате которого он героически погиб и жители Рукского ущелья решили сделать поминки (хист) на месте святилища и с тех пор осетины стали поминать усопших.
Принято считать, что название села Рук произошло от иранского слова «раука», что значит «светлое место». Рукское ущелье не только светлое, солнечное место, взбираясь на возвышенности, даже кажется, что можно рукой дотянуться до неба.
В годы советской власти легендой юго-осетинской коллективизации стала Плиты Марта, выросшая от рядовой колхозницы до председателя крупного Русского колхоза и члена Президиума Верховного Совета ГССР.
Много известных в Осетии людей вышло из села Рук: поэт Грис Плиты, писатель Чермен Беджызаты, известный ученый, литературовед Гацыр Плиты, музыкант Харитон Плиты и другие.
Проникнув духом легендарного ущелья, усталые, но воодушевленные богатейшей историей Рукгома корреспонденты ИА «Рес» возвратились в Цхинвал.