В конце сентября во Владикавказе прошла Международная научно-практическая конференция «Алано-армянские отношения. История и современность», организованная под эгидой Министерства РСО-Алания по вопросам национальных отношений и Армянского национально-культур-ного общества «Эребуни», на которой Южную Осетию представлял директор ЮОНИИ, кандидат исторических наук Роберт Гаглойти.
Как рассказал Гаглойти, на мероприятии участвовали педагоги вузов, ученые и профессора из РСО-А и Армении, Пятигорска, Краснодара и т.д.
В ходе конференции на секционных заседаниях Роберт Гаглойти представил свой доклад: «Государство Алания в системе Кавказской этнокультурной зоны древности». Свое выступление Гаглойти предварил приветственной речью на армянском языке, что, по его словам, вызвало восторг у участников армянского сегмента конференции и сопровождалось долгими аплодисментами.
Материалы кобано-тлийской культуры имеют громадное значение
В докладе Гаглойти рассказал о формировании и развитии кобанской культуры; о том, что в последних веках до н.э. и на рубеже н.э. сарматы составляли основное население Центрального Кавказа; об алано-армянских отношениях с первых веков н.э. и т.д.
Как отметил Гаглойти, создателями кобанской культуры были индоиранские племена, активно поддержившие контакты с внешним миром. Последние века до н.э. являются временем, когда появляются первые достоверные известия письменных источников о предках осетин к югу от Главного Кавказского хребта. Речь идет о периоде политического и военного преобладания сарматских племен в южнорусских степях и на Кавказе. Какая-то часть сарматских племен, по его словам, фиксируется и на южных склонах Центрального Кавказа, на территории, где расселены современные осетины. О том, что в последних веках до н.э. и на рубеже н.э. сарматы составляли основное население Центрального Кавказа вместе с его южными склонами, говорят данные античных источников, древнеармянских и древнегрузинских хроник.
В докладе Роберт Гаглойти ссылается на древнегреческого географа и историка Страбона, на рубеже нашей эры писавшего, что большая часть населения Центрального и Западного Кавказа «принадлежит сарматскому племени, и все они называются кавказцами». Термин «кавказцы», как отмечает Гаглойти, у Страбона носит четко выраженный этнографический характер и его основными носителями могли быть сарматы.
«Данные археологических исследований позволяют заключить, что создателями центрально-кавказской этнокультурной общности были остатки индоиранских племен и они оставили нам материалы кобано-тлийской культуры, имеющие громадное значение», — уточнил он.
Как отметил директор ЮОНИИ, наиболее интересными памятниками, подтверждающими пребывание сарматов и алан на территории Государства Алания, являются Монастерский и Стырфазский могильники в Цхинвальском и Джавском районах, в селениях Сохта, Морго, Велур и Паткнет, не говоря уже о чисто аланском городище и могильнике у с. Эдыс Дзауского района.
«Присутствие сармато-алан в первых веках н. э. в Центральном Закавказье подтверждается и письменными источниками. В античных источниках II в. до н.э. IV в. н.э. с катакомбными погребениями одновременно упоминаются «сарматы» и «сармато-аланы», которые с конца I тыс. до н.э. были больше известны под именем «сарматы», а с I в. н.э. — под именем «аланы». Сведения о том, что «в 109 году (II в. н.э.) римские войска продвинулись далеко на восток, вдоль южных склонов Кавказского хребта, заставив вождей колхов, царей иберов и сарматов признать верховное господство Рима», красноречиво говорят о вышесказанном», — пояснил ученый.
Раньше грузин на Кавказе жила другая раса – длинноголовые…
Роберт Гаглойти рассказал участникам конференции, что важную роль в освещении армяно-аланских отношений с первых веков н.э. сыграла Розалия Габриелян, собравшая интересный объемный материал для раскрытия важных вопросов истории алан, с которыми у армян были и династические связи. Она приводит данные армянских источников V века н.э. Мовсеса Хоренаци, Фавстоса Бузанда, Лазара Парпеци, Егише, Ага-тангехоса и других армянских агиографических памятников раннесредневекового периода. Розалия Аршаковна подчеркивает, что аланы — предки нынешних осетин, в первых веках н.э. жили на территории Северного Кавказа, Центрального Предкавказья и в бассейне реки Большая Леуахи (Лиахва) в Центральном Закавказье.
«Таким образом, учитывая данные античных, древнеармянских, древнегрузинских и др. источников, материалы археологического характера, можно констатировать, что с последних веков до н.э. и первых веков н.э. южные отроги Центрального Кавказа, в частности территорию горной и предгорной зоны нынешней РЮО, населяли племена сармато-аланского круга», — сказал он.
Более того, по словам докладчика, о пребывании алан в Центральном Закавказье на территории древней Восточной Грузии (Иберии) в раннем средневековье, свидетельствуют также материалы археологических раскопок – катакомбные погребения в Агаяни, Жинвали и в окрестностях древней столицы Иберии — Мцхета, где наряду с артефактами и неартефактами, характеризующими сарматскую и аланскую культуры, наличествует и целый ряд черепов с искусственной деформацией, в т. ч. из района находок погребений в Армазис-хеви. В связи с этим немаловажное значение имеет мнение многих ученых о том, что искусственная деформация черепа, встречающаяся на Кавказе в первых веках н.э., является этническим признаком сарматов и алан.
Как подчеркивает Гаглойти, интересно мнение и известного грузинского картвелолога М. Церетели о том, что «трудно судить о времени проникновения грузин на Кавказ. Раньше грузин здесь жила другая раса — длинноголовые, которые на этой территории прошли обе эпохи камня и бронзы».
Часть церквей в Цхинвале армянские
«Подчеркиваю, мы придаем важное значение армянским источникам об аланах. Отмечу, отголоски этих древних связей у нас сохранились. Так, если до XVIII века армянская община была армяно-язычной, то к началу XVIII века она становится грузиноязычной. В 1804 г. в Цхинвале проживало 116 армянских семейств, а уже в 1917 г. – 160. В 80-х гг. XIX века в Цхинвале функционировало армянское училище, а к 1917 г. была открыта и армянская школа. В 1912 г. в Цхинвале было 200 домов армян, а местный армянский священник обслуживал даже общины Мегврекиси и Шиндиси на грузинской территории. Со второй половины XVII века уже есть сведения об армянском населении Ленингора», — говорит он.
В Цхинвале и на территории РЮО есть архитектурные сооружения и топонимы, местная традиция связывает их с армянами. Сохранился даже хачкар с армянской надписью об обновлении церкви в 1462 г. В Цхинвале было более 30 церквей, часть из них были армянские. Сравнительно хорошо сохранилась армянская церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1718-1720 гг.)
«Большой интерес вызывает и вторая т.н. Красная церковь, в Дзауском районе между Кобет и Кевселт. Сравнительно близко к нему находится, в вертикальном положении, каменный т.н. Морахский крест высотой до 2 метров, с основанием до 2,5 метров. Было бы интересно сопоставить этот крест с армянскими хачкарами на научной основе, т.к. есть предположения о его средневековом (XII-XIV) происхождении. Кстати, в Южной Осетии мы собираемся поставить хачкар в Цхинвале в знак многовековой дружбы осетинского и армянского народов», — отметил директор ЮОНИИ.
В завершение Доклада Роберт Гаглойти выразил надежду в другой раз более конкретно осветить и раскрыть вопросы, связанные с этногенезом осетинского и других народов Кавказа. Это, по его словам, послужит дополнительным основанием для достойного отпора тенденциозным «деятелям» от науки, «изыскания» которых наносят вред межнациональным отношениям, выставляя на передний план тезисы, связанные с понятием, кто раньше, а кто позже пришел на Кавказ, кто абориген, а кто — гость, кто потомок аланов, а кто нет.
«Особенно усилилось в последние годы т.н. присвоение чужой культуры. Я имею в виду прецеденты, с далеко идущими послед-ствиями по вопросам, связанными с аланами и аланской культурой, ингушами и ингушской культурой, карачаевцами и карачаевской культурой и т. д. Надо разговаривать и действовать силой разума и этнокультурных добрососедских связей, ради мира на земле», — резюмировал Роберт Гаглойти.