Изучение склеповой культуры Кавказа интересно не только для археологов, но и для этнографов, так как склепы, представляя собой синтез архитектурно-строительных достижений эпохи средневековья, дают нам достаточно яркую картину и религиозных воззрений. Сведения о склеповых сооружениях Кавказа имеются в трудах известных учёных ХIХ – первой половины ХХ в. В.Ф. Миллера, П.С. Уваровой, А.М. Дирра, Б.А. Куфтина, Г.А. Кокиева, Л.П. Семёнова, В.В. Бунака Е.И. Крупнова и др. Известно, что в XIX в. под нажимом христианства и мусульманства, а также в силу определенных исторических причин, склеповый погребальный обряд прекратил свое существование. Между тем, данный обряд погребения был одним из наиболее распространённых вариантов во многих районах горной Осетии. Существовало три типа склепов: подземные, полуподземные и надземные; каждый из них отличался различными конструктивными особенностями.
Особый интерес представляют наземные склепы, состоящие из одного или двух-трёх ярусов и распространённые в основном в горных и предгорных районах Осетии. Истоки возникновения склеповой архитектуры и склепового обряда погребения уходят в глубокую древность. Вопрос о том, строились ли склепы из-за малоземелья или носили другой характер, не ясен до сих пор. Так, Вс. Миллер считал, что «всякий, кто бывал в горах Кавказа, знает, какую громадную ценность для горцев представляет удобная для посева земля, которой чрезвычайно мало. Понятно, что при крайней тесноте для живых людей нельзя было отводить много места для мёртвых». Того же мнения придерживался и Ф.С. Гребенец, считавший, что «необходимость хоронить покойников в этих наземных могильниках, вероятнее всего, вызывалась отсутствием свободной земли, но может быть, и с трудностями, с которым сопряжено рытьё самих могил в сплошном камне».
Между тем, говоря о склеповых сооружениях нельзя не коснуться и зороастризма. Согласно учению ортодоксального зороастризма, все, что мертво, и в первую очередь труп умершего, является источником осквернения окружающего. Такому осквернению может подвергаться земля. Вендидад обращает на это особое внимание, расценивая зарывание в землю мёртвых тел одним из самых тяжких преступлений. С.А. Токарев считает, что погребальные склепы осетин ни что иное,как следы маздаизма. Религия маздаизма или зороастризм (по имени основателя – Зороастра) возникает среди иранских племён в VI в. до н.э. К этому времени маздаизм оформляется в классовую религию.
Вполне допустимо, что скифы могли испытать воздействие зороастризма. Однако, В.И Абаев считал, что скифам был чужд зороастризм как религия. При этом Р.Г.Дзаттиаты считает и приводит несколько доводов в пользу зороастрийского влияния. «Вполне допустимо, что впоследствии аланы восприняли какие-то черты или элементы зороастризма», поскольку «склепы и склеповый обряд захоронения, – по его мнению, – в какой-то степени несут на себе следы зороастрийской религии».
Здесь же добавим, что захоронение умерших производилось впогребальных настилах или прямо на скальном полу склепа – зæппадз’а. В надземных склепах башенного типа погребения на полу совершались лишь в первом, нижнем ярусе. Система крепления настила в камерах полуподземных склепов та же, что и в подземных. Идентично оформлены лазы и устройство запоров к ним. Склепы-усыпальницы служили для погребения большого числа покойников, и это происходило в тот период, когда каждая группа (род или семья) имела свое место для погребения умерших, общий могильник или склеп.
Склеповые сооружения распространены в основном в горных и предгорных районах Осетии, а также Чечне и Ингушетии – в верховьях рек Ассы и Аргуна. Значительное количество склепов фиксируется в Даргавском ущелье, наиболее известен здесь «город мертвых». Присутствует упоминание склепов в Нартских сказаниях, в частности, нарт Сослан, умирая, потребовал, чтобы ему соорудили многоярусный наземный склеп со световыми отверстиями для прохождения солнечных лучей.
При этом обращает внимание полное отсутствие склепов в Центральной Осетии – в Нарской котловине, Мамисонс-ком, Зругском, Джинатском и Трусовском ущельях (правда в последнем отмечено два склепа в глубине ущелья в местности Сивыраута). Отсутствие склепов в указанных районах Осетии, возможно, объясняется постоянным отливом местного населения до XVIII в. как на южные склоны Кавказского хребта, так и на равнины Северного Кавказа. Что касается Южной Осетии, то здесь в отличие от Центральной Осетии склепы, главным образом, надземные и полуподземные.
Покойника, принесённого на специальных носилках, после исполнения соответствующих обрядов, втаскивали через лаз внутрь склепа и укладывали на погребальный настил. Погребения в склепах совершались несколькими способами. Встречаются трупоположения в саванах (одеялах, бурках) и без оных; головы погребенных иногда обмотаны плотной хлопчатобумажной тканью, а глазницы и рты заткнуты матерчатым жгутом. Руки покойника вытянуты вдоль туловища, в некоторых случаях одна из рук согнута в локтевом составе и покоится на груди.
За склеповой культурой, конечно, стоит культ мёртвых. Именно этим объясняются обильные жертвоприношения и поминки, погребальные ристания в виде скачек, стрельбы в цель и многое другое. Этим поддерживалась связь между живыми и мёртвыми в надежде, что мёртвые в свою очередь должны заботиться о живых потомках.
В Осетии кроме того существовали захоронения и в каменных ящиках, которых большей частью придерживались в высокогорных районах. Так, например, Царциатские кладбища, которые состоят в основном из каменных ящиков. По свидетельству А.А. Миллера, осетины строили каменные ящики, как и их отдаленные предки… Могильная яма вырывается большей или меньшей глубины в зависимости от степени уважения к покойнику; стены могилы обставляются камнями и камнями же сверху она и покрывается.
Своеобразны погребения также в остродонных и плоскодонных ладьевидных колодах. По мнению Л.П. Семёнова «кавказский обычай погребения в колоде-челноке является последним звеном в эволюции одного из древнейших погребальных обрядов в лодке. В конце XVIII в. в Осетии стала распространяться традиция захоронения в гробах, но не во всех районах, так как в высокогорье предпочитали хоронить в каменных ящиках. Наряду с гробами в склепах часто встречались выдолбленные из цельных деревьев колоды для покойников. В этом случае интерес представляет интерпретация В.Х. Тменова относительно обнаружения в одном склепе ладьевидной колоды с весловидным предметом. «Назначение его неизвестно, – пишет Тменов, – но невольно вспоминается предание о смельчаках-горцах, путешествующих по подземным рекам и морям загробного мира». Кстати, в Нартском эпосе осетин Урузмаг просил молодёжь сколотить для него «большой и крепкий сундук» – лодку, положить его туда и бросить в море.
…Со временем, и особенно с распространением христианства, повсеместно входят в употребление гробы, в том числе и в Осетии.
Аза Кокоева,
кандидат исторических наук
(печатается в сокращении)
На фото: Склеп в с. Згубир, юг Алании