Заметка из владикавказской газеты «Кермен», № 29, 2 сентября 1920 г. Публикуется в переводе с осетинского оригинала.
Несчастные осетины юга, как вас жаль, пропадаете вы совершенно беспризорными, перебравшись жить с юга на север. Кто предприимчивей, устроился в городе, а множество бедняков гибнет. Раздетые и разутые, голодные и не имеющие пищи, да еще настигла их эпидемия холеры. В Салугардане они и мертвых своих не в состоянии похоронить. Сердце разрывается от вида этих несчастных, многие носят своих детей на руках, у других детей пропали родители. Лучше б я на свет не родился, чем видеть такую нищету южных осетин. Великий упрек обращаю я к образованным людям из наших северян, посмертная помощь никому не нужна, в наши края прибыли гости и не пристало нам оставлять их без присмотра: должно было хотя бы раз объехать села и навестить наших бедных братьев. Эти обиженные судьбой люди в Салугардане почти вымерли, ежедневно не менее 60 человек из них хоронят без гробов.
Я обращаюсь к каждому: кто может чем-нибудь помочь, пусть не пожалеет себя, пусть не спрячется, а поможет несчастным -любая помощь будет хороша.
Я взываю прежде всего к Осетинскому Исполкому: обиженные и оскорбленные южане гибнут в Салугардане и других местах, они нуждаются в безотлагательной помощи - прежде всего лекарствами и пищей. Спасший этих людей от их невзгод удостоится царствия небесного. Во весь голос кричу вам: Тревога, на помощь к обиженным.
Салугарданец
Из книги Руслана Бзарова "Геноцид осетин: 1920 год"