Василий Джабиев: школа осталась холодным и мрачным зданием, чьи стены пропитались болью и горем раненых солдат

VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Василий Джабиев - труженик тыла, родился в 1928 году в селении Рустау Цхинвальского района Южной Осетии. Несмотря на немолодые годы, он отчетливо помнит начало и окончание Великой Отечественной войны. Хорошо помнит и чувства, с которыми его односельчане встретили весть о начале войны в селе. В беседе с корреспондетом "Рес" он рассказал, что все село содрогалось от рыданий, когда к мужчинам приходили повестки на фронт.

"Из нашего села на фронт уехало 145 мужчин. Были семьи, откуда ушли по пять-шесть сыновей. Помню соседа, Плато его звали, у него забрали пятерых сыновей, из них живым вернулся только один. Самого младшего на фронт из села забрали из школы. Один из них был мой двоюродный брат, Виктор, который погиб на фронте в 19 лет. Его могилу я потом нашёл в Латвии", - рассказывает Джабиев.

Из 145 мужчин домой живыми вернулись только 45, вспоминает Василий Савельевич, но и они вернулись истерзанными, покалеченными, потухшими.

"Многие из них были ранены. Помню, один из них был ранен в обе ноги, и постоянно ходил с костылями, но долго не продержался и вскоре умер", - говорит он.

Василий Савельевич учился в девятом классе в сельском учебном заведении - школе крестьянской молодежи, когда началось война. Так как женщины с маленькими детьми на руках остались одни, им надо было помогать, и, по его словам, директор Дмитрий Владимирович Харебов собрал молодежь и сделал из них ученическую бригаду, которая в дальнейшем и оказывала помощь.

"В эту бригаду попал и я. Мы трудились на поле, на ферме. Потом ездили в лес и собирали дрова для женщин, потому что они остались одни, и никто не мог им помочь, а зима наступала. Наш директор постоянно заставлял нас работать, говорил, что теперь женщинам больше некому помочь, кроме нас. Мы ни разу не осмелились ему перечить, он был строг, но мы любили его за справедливость", - говорит Джабиев.

В 1941 году в средней школе №3 города Цхинвал разбили госпиталь для раненых. Василия Джабиева вместе с другими повели туда, чтобы помогали.

В его воспоминаниях школа осталась холодным и мрачным зданием, чьи стены пропитались болью и горем раненых солдат.

Джабиев помнит все холодные ночи, которые он провел в одной из комнат этой школы. Для них на полу застелили одеяло, на котором они спали, от чего сильно болела спина. Помнит тактические подготовки, которые им проводили, и тяжелый автомат, который так неудобно было носить.

"Наш командир, Резо, проводил нам уроки по тактической подготовке и материальной части. Тогда автомата Калашникова еще не было, были только дисковые автоматы, и носить их было очень неудобно, от него постоянно болела спина. Но перечить строгому командиру никто не смел, и мы беспрекословно внимали его наставлениям", - вспоминает Джабиев.

Василий Савельевич подробно запомнил и то, когда привезли первых раненых на поезде. "Это был жуткий день", - говорит он.

"Мы проснулись от крика и топота ног людей, выглянув в окно, увидели толпу, которая бежала в сторону вокзала. В ту же минуту к нам зашел наш командир и велел идти на вокзал встречать раненых. В ожидании поезда стояло много людей, каждый из них был в надежде увидеть живым своего сына, отца, мужа.

Когда поезд прибыл, мы помогали солдатам добираться до школы, кого сопровождали, а кого на носилках несли. Мне было всего 13 лет, я в полной мере, наверное, до конца и не осознавал происходящего, но вся мрачная картина того дня плотно засела в голове, и её уже никак не забыть", - говорит он.

Джабиев обращает внимание и на сплоченность народа в те тяжелые годы. По его воспоминаниям, люди старались друг другу помогать, несмотря на то, что тяжело было всем.

В госпитале Василий Савельевич провел полтора месяца, потом их отпустили, и он вернулся к учебе. Утром он был на занятиях, днем работал в колхозе, ночью на пастбище сторожил скот. Он отмечает, что тогда нужно было много работать, чтобы было, что поесть.

Потом военкомат его снова забрал на помощь, только в этот раз не в третью школу, а в школу села Уанат. Василию там совсем не нравилось, но присутствие друзей в корне меняло ситуацию и настраивало на позитивный лад.

"Нашим руководителем тогда был Харебов, ему было больше 70 лет, и он очень любил военное дело, крепкий был человек. Он нас многому научил. В один день мы втроем решили сбежать. Ночью мы осуществили задуманное и через села, леса, направились в сторону села, где жили. Сутки мы были в дороге, сильно устали, дойдя, наконец, до села сообразили не идти домой, чтобы нас не нашли, и решили остаться в заброшенном колхозе. Мы сразу же заснули, а утром проснулись от присутствия кого-то рядом. Открыв спросонья глаза, мы увидели палящий взгляд нашего командира, он нас нашел", - улыбаясь, рассказывает он.

Заразительно засмеявшись, будто эта история произошла прямо сейчас, Василий с теплотой рассказывал об этом.

"Забавная была ситуация. Он, оказывается, шел за нами. Мы были ошарашены, как человек такого возраста смог преодолеть такой длинный путь, который мы, молодые, прошли с трудом. Наш командир успел поискать нас дома, и, не найдя там, решил поискать в заброшенных местах. "Эх вы, почему убежали", - заругался он на нас. Мы на него смотрели невинными глазами, он нас забрал обратно. С тех пор желания убежать у нас больше не возникало", - вспоминает Василий.

Джабиев рассказал и о завершении Великой Отечественной войны. Говорит, что эта новость вызвала неимоверную радость, только вот радоваться рядом с соседями никто не смел, потому что к большинству из них пришли черные весточки о гибели родных.

"Недавно мне в посольстве подарили медаль. Путин их прислал, медаль "75-летие Победы в Великой Отечественной войне". У меня уже две такие медали, другую мне вручили на 70-летие. Я люблю 9 мая, люблю парад, потому что это говорит о нашей победе над фашизмом", - сказал тыловик.

После окончания учебы Джабиев решил поступить в университет, но его забрали в армию, где он прослужил три года и десять месяцев. Сразу после армии поступил на филологический факультет. Свою жизнь посвятил преподавательской деятельности. Был учителем в школе села Зар, а всего у него трудовой стаж педагогической работы - 45 лет.

Василий Савельевич, несмотря на преклонный возраст, помнит все в деталях, помнит имена своих командиров, своих первых учителей, даты… Он охотно делится воспоминаниями о своих юношеских историях. Вспоминает друзей, с которыми рос, служил, говорит, что только он один остался бодрым, все другие практически умерли или не встают с кровати.

То, что в свои 92 лет его не покинули силы, Василий объясняет генами, говорит, что в его роду все мужчины были сильными и долгожителями. Его дедушка, например, жил до 130 лет.

Веселые рассказы о жизни на мгновение прерываются грустными воспоминаниями, и на его морщинистом, добром лице улыбка сменяется тоской. Он вспоминает своих родных, кого не стало. Василий испытал смерть сына, любимой супруги, братьев, сестер, родителей, говорит, пережил всех и всех похоронил сам.

"Тяжело хоронить родных, особенно сына. Я не понимаю, как все это пережил", - говорит он.

Но спустя некоторое время лицо Василия Савельевича вновь озаряется, он не жалуется на жизнь, говорит, что у него была хорошая, полная счастливых историй, жизнь, у него есть прекрасная дочь и внучки, ради которых стоит жить.

Авторство:
Зарина Хубаева
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest