Главная награда для героя — благополучие его Отечества
Ввод объединенного батальона Смешанных сил по поддержанию мира в зону грузино-осетинского конфликта в 1992 году принес хрупкий, но такой долгожданный мир на землю Южной Осетии.
Как вспоминают очевидцы, миротворцев в Республике встречали со слезами на глазах, они верили — наступил долгожданный мир.
Таким запомнился июльский день в начале 90-х годов активному участнику боевых действий 1989-1992 годов Темо Пухаеву, который сразу же вступил в ряды миротворцев, став начальником разведки, а после командиром роты.
За спиной молодого парня уже была служба в рядах Советской армии — первом разведывательном батальоне 14-й отдельной армии.
«Люди были до такой степени воодушевлены, что плакали от счастья. До ввода контингента миротворческих сил в Южную Осетию были очень тяжелые времена. В городе оставались около 300 вооруженных людей, которые отстаивали город от натиска грузинских агрессоров», - вспоминает Пухаев.
По его словам, югоосетинские ребята, не задумываясь, отдавали жизни за родину с 1989 по 2008 год в борьбе с грузинским агрессором.
«Многих из них сегодня нет в живых, царство им небесное, но свой долг перед Родиной они выполнили. Их очень много, всех не перечислишь, назову лишь пару ребят. С нами сегодня нет моего близкого друга — Ахсарбега Туаева по кличке «Рыжа», Ивана Джиоева — человека с большим сердцем, ушли из жизни такие достойные сыны Осетии, как Алан Джиоев, Лева Козаев и многие другие», - говорит миротворец.
О трагических и героических страницах истории осетин
С болью в сердце Пухаев вспоминает о тяжелых испытаниях, выпавших на долю осетинского народа в конце 80-х — начале 90-х годов.
«Точкой отсчета борьбы осетинского народа за независимость стало 23 ноября 1989 года, когда наши ребята встали цепью перед грузинским агрессором, не позволив ему войти в город. 45 человек образовали первую цепь, за ними следовала вторая, всего вместе их было — около 80 человек, - вспоминает он. - Наши враги анонсировали проведение мирного митинга, на самом деле они собрали осетин из Тбилиси и других районов Грузии с целью истребить их в это время, списав их убийство на нас. Об их намерениях нам стало известно.
В итоге 400 автобусов с грузинами развернулись и уехали обратно, побоявшись устроить там теракт. Избежать трагедии удалось чудом».
Темо Пухаев хорошо помнит и Зарскую трагедию, унесшую жизни жителей Южной Осетии.
«20 мая 1992 года мы с моим родственником с Робертом Остаевым находились около села Зар, когда услышали выстрелы на Зарской дороге. Под перекрестный огонь грузинские бандформирования расстреляли невинных людей, которые спасались от войны. В числе жертв был и отец Роберта — Георгий Остаев», - вспоминает участник боевых действий.
Не быть рабами — заложено в генах
На вопрос о том, как защитникам Отечества все эти тяжелые годы удавалось противостоять грузинскому агрессору, многократно превосходящему их по численности, Темо отвечает, что сила духа и любовь к свободе заложена в генах осетин.
«Когда у народа в генах заложено — не быть рабами, они выкладываются на сто процентов в борьбе за свободу. Это нас и спасало. Наш народ никогда никому не подчинялся, наши аланские корни давали о себе знать», - рассказывает собеседник агентства.
Защитник Отечества вспоминает, что в январе 1991 года, когда 7,5 тысяч грузин с овчарками зашли в Цхинвал, у местных жителей не было даже оружия, чтобы противостоять им.
«Тем не менее, мы начали создавать баррикады и оттеснили грузинских агрессоров. Впоследствии они вывозили на грузовых машинах очень много раненых и мертвых. Они не знали, что им противостояла горстка молодых парней, даже детей 13-14 лет», - отмечает участник военных событий.
Беслан — моя боль
С 1998 года Темо Пухаев уехал на постоянное место жительства в г. Беслан, в Северную Осетию. Но беды, как оказалось, ходили с ним по жизни по пятам.
В сентябре 2004 года его семья оказалась в числе заложников Бесланской школы, его старшая дочь Мадина погибла от рук террористов. Беслан и сегодня — незаживающая рана на сердце поседевшего от горя отца.
В последующие годы он два раза перенес инфаркт, после чего с трудом смог восстановиться.
Бывший миротворец старается приезжать в Южную Осетию, когда ему позволяет здоровье. Он поддерживает тесные контакты с Фондом раненых Южной Осетии, во главе которого находится его боевой товарищ — Мадина Плиева.
«Мадину я знаю очень давно, она служила в моей роте в миротворческом батальоне. Начиная с 1992 года принимала самое активное участие в отражении грузинской агрессии, вывозила раненых на своей машине. Это невероятно порядочная девушка с благородной душой», - с теплотой отзывается о Плиевой - Темо Пухаев, в честь которой он даже назвал свою дочь, которой, к сожалению, уже нет в живых…
Единая Осетия — будущее осетин
День миротворца Темо встречает у себя на родине — в Южной Осетии, и в этот знаменательный день желает своим соотечественникам мира и процветания.
«Единственная моя радость и моя боль — это моя Осетия, что на севере, что на юге. Я не задумываясь, отдам за нее свою жизнь, - признается он. - Наш народ выстрадал свое право жить в мире и гармонии. Я желаю ему не знать больше горя и бед, пусть мы не перестаем радоваться безоблачному будущему наших младших, а они — продолжатели наших традиций пусть всегда высоко носят аланское знамя».
По его словам, геополитика в мире быстро меняется, а Грузия вынашивает реваншистские планы.
«Наши враги вооружаются, готовятся, и могут очень скоро реализовать свои планы в отношении Южной Осетии. Наше будущего только одно — это воссоединение юга и севера Осетии в составе Великой России», — отмечает Пухаев с надеждой, что это все-таки произойдет.