На территории города Цхинвала и в его окрестностях выявлены археологические памятники самых разных исторических эпох – мезолита, палеолита, энеолита и т.д. Об этом сообщил директор Юго-Осетинского научно-исследовательского института, археолог Роберт Гаглойти.
«Цхинвальская палеолитическая культура»
По его словам, на территории села Прис обнаружены находки эпохи мезолита, много памятников эпохи палеолита, в археологической науке даже есть такой термин как «Цхинвальская палеолитическая культура».
«Ее носителями были классические европеоидные неандертальцы, обладающие характерными особенностями местной каменной индустрии. Среди найденных артефактов указанной культуры – рубила, отщепы, кремневые резцы и др. Большинство полученных в результате археологических исследований материалов находится в Эрмитаже. Эту археологическую культуру открыл известный археолог, исследователь палеолита Василий Любин», – говорит археолог.
По словам Гаглойти, обнаруженные им памятники палеолита расположены в черте города от конца улицы Исака до микрорайона «Московский». Кроме того, по мнению директора ЮОНИИ, мы имеем находки эпохи энеолита, ранней и средней бронзы.
«В частности, артефакты из бронзы были обнаружены в ходе земляных работ по улице Целинников еще в советский период. Если быть более конкретным, то территория этой зоны охватывает площадь от магазина «Элана» до торгового центра «Вершина» на улице Целинников. Часть этих артефактов находится сегодня в Национальном музее, другая была перевезена в ГССР, поскольку раскопки проводили грузинские археологи», – пояснил он.
Гаглойти рассказал, что когда–то в Цхинвале копали котлован для железнодорожной станции, и там, где сегодня находится автовокзал, был обнаружен золотой ауреус Лисимаха.
«Сейчас он находится в Тбилиси. Также на территории автовокзала были обнаружены предметы античного периода (I-IV вв.н.э.).
Помимо этого, различные артефакты и памятники, относящиеся к разным археологическим эпохам, обнаружены в других микрорайонах города Цхинвала. К примеру, во время восстановительных работ после войны 2008 года, на улице Квайсинская были обнаружены погребения, относящиеся к раннему средневековью. А на улице В. Чочиева, на месте ресторана «Берег» находится могильник эпохи бронзы (X-IX вв. до н.э.), который затрагивает также и землю под зданием посольства России в Южной Осетии. Соответствующие артефакты были найдены там летом 2021 года», – отметил Роберт Гаглойти.
Директор ЮОНИИ уточнил, что кости и предметы быта III-II веков до нашей эры были найдены в ходе строительных работ на месте другого ресторана – «Подмосковье» («Бынæттон»). А на берегу реки Лиахвы в 150 метрах от Станции юных натуралистов обнаружен средневековый могильник, датируемый предположительно XIV-XV вв.
Город церквей
По словам археолога, существует версия, что в Цхинвале было до 33 церквей.
«Я в это охотно верю, поскольку их следы и сегодня можно обнаружить в городе. Например, на месте магазина «Гæбулик» была церковь. На месте разрушенной текстильной трикотажной фабрики тоже стояла средневековая церковь. Настоящим кладезем для археолога является Еврейский квартал, где необходимо было бы провести скрупулезные раскопки», - говорит он.
Гаглойти считает, что там была целая система подземных ходов эпохи Средневековья. Не было такого еврейского дома, где бы не имелся выход в другое место.
«К примеру, от здания бывшего «Детского мира» есть подземный ход, выложенный кирпичом, который ведет вплоть до реки Лиахва. Надо где-то его вскрыть. К нам приезжают гости, туристы, и его можно показывать в качестве достопримечательности. Когда враги нападали, жители через подземные ходы пробирались к Лиахве и набирали воду. Нападающие этого не знали, и никак не могли понять, как жители могли жить без воды в осаждённом городе», - подчеркнул археолог.
К, сожалению, история Цхинвала до конца не исследована, считает директор научно-исследовательского института, и над ней никто конкретно не работал. По его словам, имеющиеся данные носят отрывочный характер, поскольку не было никогда системного исследования, и чтобы вести раскопки и планомерно изучать историю города Цхинвала, «нужно заинтересованность местных властей, чего я не вижу».