14 июля 1992 года народ Южной Осетии встречал миротворцев с надеждой, что, наконец-то, на многострадальную землю Южной Осетии пришел мир, - заявил в ходе видеообращения на круглом столе в Цхинвале полномочный представитель президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев.
«И, действительно, миротворцы принесли мир на землю Южной Осетии», - отметил он.
По его словам, трехсторонние миротворческие силы были образованы в рамках Сочинских соглашений.
«Уникальность миротворческой операции в Южной Осетии состояла именно в том, что наряду с российскими миротворческими батальонами, в ней участвовали миротворческие силы сторон, которые были задействованы в конфликте, - сказал Джиоев. - То есть, грузинский и осетинский батальоны, причем под общим командованием».
Именно под общим командованием, продолжил полпред, три батальона начали выполнять миротворческую миссию на территории, которая охватывала 15 километров вдоль границы по обе стороны.
«И в этой зоне они и приступили к выполнению своей миротворческой миссии. Именно миротворцы принесли долгожданный мир, и с этого времени началось мирное восстановление Южной Осетии, которая так жестоко пострадала от грузинской агрессии. В соответствие с Дагомысскими или Сочинскими соглашениями была образована Смешанная контрольная комиссия, в состав которой входили представители Российской Федерации, Южной Осетии, Северной Осетии и Грузии. Миротворческие силы действовали под эгидой Смешанной контрольной комиссии, функциями СКК были - миротворчество, восстановление в зоне грузино-осетинского конфликта и решение или поиск решения проблемы беженцев и вынужденно перемещенных лиц. При этом, все понимали, что две последние проблемы - социально экономическое восстановление и решение проблем беженцев полностью зависят от того, как выполняется первая миссия, то есть, как осуществляется миротворчество», - рассказал Джиоев.
Дипломат отметил, что на протяжении долгового времени миротворческие силы полностью оправдали свои функции, свою миссию «и были, действительно, полным гарантом мира, стабильности, безопасности для народа Южной Осетии».
«С 2004 года грузинские власти начали всякие провокации, как против Южной Осетии, так и против миротворческих сил, стараясь разрушить эту уникальную операцию, - заметил Джиоев.- И хотя им это не удалось, но, тем не менее, последние годы миротворческие силы выполняли свои задачи довольно в сложных условиях».
Джиоев напомнил, что еще седьмого августа в расположении миротворческих сил усилиями представителя РФ Попова и командующего Миротворческими силами генерала Кулахметова была достигнута договоренность, что на следующий день в расположении Миротворческих сил встретятся сопредседатели Смешанной контрольной комиссии с тем, чтобы предпринять усилия по разрядке ситуации.
«Но в ночь на 8 августа Грузия начала агрессию против Южной Осетии, - констатировал Джиоев. - К сожалению, в этой агрессии пострадали многие миротворцы. Вечная память ребятам, которые отдали свои жизни за Южную Осетию, за мир и безопасность на нашей земле. Народ Южной Осетии это помнит».
От народа Южной Осетии он выразил слова благодарности тем, кто служил и командовал объединенными силами миротворческих сил «за мир, который они принесли на нашу землю».