Провозглашение Республики стало для Южной Осетии первым и серьезным шагом на пути к становлению государственности, отметил в комментарии агентству «Рес» депутат первого созыва парламента РЮО, политолог, советник министра экономического развития республики Геннадий Кокоев.
Он напомнил, что решение о повышении статуса Южной Осетии с автономной области до уровня автономной Республики в составе ГССР и СССР принималось еще 10 ноября 1989 года.
«Тогда Верховный Совет грузинской ССР это решение отменил уже 16 ноября, не особо утруждая себя правовым обоснованием своих действий», - сказал он.
Вспоминая события 33-летней давности, Кокоев отметил, что решение о провозглашении Республики 20 сентября 1990 года принималось под влиянием складывающихся обстоятельств.
«Деструктивные процессы, которые имели место в тот период, намечающийся развал СССР, центробежные тенденции в политической жизни в Республиках Прибалтики, Грузии, Молдавии становились особенно очевидными», - отметил депутат первого созыва.
По словам политолога, в 1989 году имел место первый этап силового противостояния между югоосетинскими отрядами самообороны и грузинским неформалитетом, действовавшим под прикрытием официальных властей Тбилиси.
«Тогда уже многие в Южной Осетии, не только деятели «Адамон Ныхас», но
и достаточно широкие слои нашего общество понимали, что Грузия не
остановится перед попыткой проведения этнических чисток и
насильственного изменения здесь баланса. Звиад Гамсахуридия прямо
говорил о главной цели новых тбилисских «элит», который звучал следующим образом: «Необходимо вымести грузинской железной метлой осетин за главный кавказский хребет».
Очевидно, что в сложившейся ситуации необходимо было принимать решительные политические шаги. Наиболее очевидным был путь обретения независимости или путь свободного принятия решения о своей политической судьбе», - рассказал Кокоев.
Как отметил Геннадий Кокоев, 20 сентября оповещение депутатов о
проведении сессии Юго-Осетинского совета народных депутатов было
организовано явочным порядком.
«Предварительно было детальное всестороннее обсуждение обоснованности поднятия статуса Южной Осетии до уровня Республики. На сессии выступили: генерал юстиции Петр Сардионович Гатикоев, который привел юридические обоснования принимаемого решения, он был специалистом в сфере государственного строительства, Торез Георгиевич Кулумбегов, Алан Резоевич Чочиев. Их доводы произвели серьезное впечатление на присутствующих депутатов. Депутаты практически единогласно проголосовали за провозглашение республики», - поделился депутат первого созыва.
По его словам, на октябрь 1990 года были назначены выборы в Верховный Совет Грузинской ССР, все говорило о том, что неформалитет одержит сокрушительную победу над коммунистической партией Грузии.
«Так и произошло – компартия Грузии набрала всего 31% голосов и к власти в Тбилиси пришли националисты –«Круглый стол – Свободная Грузия», «Народный фронт», НДП, отличительной чертой которых был пещерный национализм, русофобия и нетерпимость к национальным меньшинствам.
Да и компартия Грузии в своей мотивации мало чем отличалась от нацистских объединений и также с готовностью приняла участие в попрании прав национальных меньшинств», - рассказал он.
Кокоев подчеркнул, что в этой ситуации югоосетинская сторона, руководствуясь интересами безопасности народа Южной Осетии, решила поднять статус до уровня республики.
«Ничего необычного в этом не было, в тот период многие национальные автономии в СССР поднимали свой статус до уровня республик, но только власти ГССР, АзССР, Молдавии приняли решение о военных карательных акциях против своих бывших автономий. К тому же был уже принят закон о порядке выхода союзных республик из состава СССР, в котором оговаривались права автономий на собственное суверенное решение – оставаться в составе СССР или выходить вместе с новоявленными «государствами». Так что и с правовой точки зрения выбор народа Южной Осетии был безупречен», - сказал депутат первого созыва.
Кокоев подчеркнул, что 20 сентября является судьбоносным днем для Южной Осетии.
«Это было очень важное решение, серьезным этапом в становлении нашего государства. Время показало, что для нашего народа это был единственно верный путь», - добавил он.