Из модели поведения, избранной в ОБСЕ представителями США в этой организации можно сделать вывод о том, что у них нет собственной точки зрения на конфликтные ситуации, сложившиеся между Абхазией и РЮО, с одной стороны и недефашизированными грузинскими властями, с другой. Практически каждое заявление Запада буквально пронизано неприязнью к абхазам и осетинам, страдает субъективным подходом к проблеме неразрешенных конфликтов и, фактически, потворствует агрессивной стороне в конфликтах, а именно, Тбилиси. Вот и 25 июля текущего года во время встречи Президента РЮО Э.Д. Кокойты с послами стран ОБСЕ в Цхинвале глава европейской делегации Бертран де Громбургхе заявил о том, что «миссия ОБСЕ полностью поддерживает территориальную целостность Грузии. Мы предлагаем Южной Осетии, вместо России, обратить взор в сторону богатой экономическими возможностями Грузии. Южная Осетия, по нашему мнению, имеет великое будущее в составе Грузии».
При этом, глава делегации позволил себе некие метафорические высказывания: «Когда Южная Осетия смотрит в сторону Севера, она смотрит сквозь темный туннель до того как достичь страны – союзника. Я надеюсь, что в будущем в Южной Осетии не все будет проходить через темный туннель. Потому что с другой стороны есть полная страна (?) с экономическими возможностями (?!), где юго-осетины жили годами, где они могут найти рынок и работу. Да и с другой стороны, этот район мог бы стать ключевым между Грузией и Россией». На это Президент РЮО заявил, что туннель этот светлый и в прямом и в переносном смысле, а рассуждения об «экономических возможностях» Грузии могут квалифицироваться либо как дурная шутка, либо как элементарное лукавство, поскольку всем известно о крайне низком уровне жизни в Грузии, на много порядков ниже, нежели в Южной Осетии. На заявление ОБСЕ о том, что на «министерской встрече в Любляне все страны - члены ОБСЕ поддержали «территориальную целостность Грузии, так же как и принцип мирного урегулирования конфликта», Президент РЮО Э.Д.Кокойты ответил: «Для нас Кавказский хребет – не преграда. Мы – один народ с северными осетинами, и я так думаю, что сегодня, говоря о территориальной целостности, нужно учитывать и право наций на самоопределение. Наш народ самоопределился, и по-другому жить никогда больше не будет».
Еще больше удивило заявление миссии США в ОБСЕ., сделанное 12.08.06. , в котором она (миссия) выступает за срочное размещение на территории Абхазии международных гражданских сил полиции. Что касается Южной Осетии, то миссия США при ОБСЕ подчеркивает, что «США возмущены в связи со сделанными наблюдателями ОБСЕ заявлением, которое касалось факта обнаружения ими близ села Тбети, вырытых представителями Южной Осетии окопов». Как заявляет американское представительство в ОБСЕ, «эти случаи подчеркивают факты необходимости международного мониторинга Рокского туннеля и увеличения числа наблюдателей ОБСЕ в югоосетинском регионе Грузии – при условии, что эти наблюдатели будут защищены соответствующим образом». В данном конкретном случае у представителей миссии США при ОБСЕ не все в ладах с логикой - элементарно логически мыслящий человек не сможет найти увязку между рытьем окопов и «мониторингом» тоннеля. Следовательно, это заявление миссии США при ОБСЕ фактически продиктовано из Тбилиси. В этом же заявлении говорится, что «США осуждают факт ранения действующими в югоосетинском регионе бандитами трех грузинских полицейских на контрольно-пропускном пункте в Авневи». И провокационная криминальная разборка между двумя различными грузинскими формированиями в форме полиции, оказывается, также является причиной для «мониторинга» Рокского туннеля. К слову сказать, американцы полностью проигнорировали акты геноцида осетинского народа в 1989-92 гг., например Зарскую трагедию, но безопасностью грузинских держиморд озабочены до крайности. Как тут не вспомнить протестное заявление госдепа по поводу взятых в плен и добровольно вставших на колени на театральной площади Цхинвала грузинских аник-воинов летом 2004г.
При этом США ни словом не обмолвились о вопиющем факте пыток и мученической гибели военнопленного Г. Санакоева. Скорее всего, и в американской тюрьме в Гуантанамо такие случаи в порядке вещей. Как говорится, ворон ворону глаз не выклюет.
Таким образом, весь этот, с позволения сказать, документ, имеет настолько одностороннюю направленность, а выводы настолько «притянуты за уши», что становится неловко за великую мировую державу, представители которой позволяют себе передергивание фактов, беспардонную ложь и слепое следование в фарватере ничтожного грузинского квазигосударства. Ведь, в самом деле, объективный анализ ситуации, беспристрастная позиция всех, кто, так или иначе, вовлечен в процесс урегулирования, легко привела бы к диаметрально противоположным выводам, а именно, резкому осуждению деструктивной политики тбилисских властей, являющихся, как сказано в заявлении МИД Абхазии, «источником постоянной опасности не только для соседних государств, но для собственного населения». Следовательно, попустительство агрессивным и деструктивным действиям приводит к тому, что ответственность за катастрофические последствия этой политики в равной мере ляжет и на ОБСЕ и на США, до сих пор пребывающих в моральном состоянии времен недоброй памяти «холодной войны», категориями которой на постсоветском пространстве и, в частности, в России давно уже не мыслят. Более того, если быть предельно конкретным и отойти от дипломатической лексики эта поддержка есть суть поддержка фашистского режима Грузии. Доказательством этого является то обстоятельство, что в Грузии увековечили память первого президента З. Гамсахурдиа, режим которого даже Э. Шеварднадзе охарактеризовал как провинциальный фашизм. Невозможно представить, если бы, например, какой-то лавочник в Баварии назвал свой магазинчик именем А. Гитлера, а в Тбилиси именем бесноватого Звиада, на совести которого тысячи невинно убиенных, сотни тысяч беженцев, попытка реализации бредовой нацистской идеи «Грузия для грузин», которую успешно проводят в жизнь его последователи – Саакашвили и компания, названы улицы и организации.
Соратники Гамсахурдиа, заплечных дел мастера, чувствуют себя достаточно комфортно. В частности, руководитель «зондеркоманд» в 1991 году, подвергший огню свыше 100 сел и повинный в гибели сотен людей в Южной Осетии, В. Адамия, был арестован только тогда, когда разрядил свой пистолет в сборщика платы за электроэнергию и получил срок за…хулиганство, в то время как его бы надо судить международным трибуналом за преступления против человечности.
Плюс ко всему, на территории грузинских регионов, в частности, Панкисского ущелья, нашли себе надежное убежище и комфортный приют различного рода бандиты и международные террористы. И США находят для себя возможным поддерживать государственное образование, потворствующее и способствующее существованию и расширению явления официально являющегося главной опасностью глобального миропорядка по мысли вашингтонских политиков – терроризму. Правда, западные политики и дипломаты давно уже опробовали и успешно реализуют принципы двойных и даже тройных стандартов при решении проблем, которые хоть как-то задевают их интересы. В данном случае, США грудью встают на защиту интересов своей Марионетки-Грузии, рассуждая о приоритете ее «общепризнанных» границ, забывая, впрочем, о том, что эти «границы» ни в одном документе не зафиксированы, а что касается «общепризнанности», то это - нонсенс, хотя бы потому, что их не признают не только Абхазия и Южная Осетия, но и все республики Северного Кавказа, все независимые политологи, мало-мальски знакомые с международным правом. И. если спросить представителей США и ОБСЕ, на каком основании Грузия принята в ООН, то вряд ли можно рассчитывать на вразумительный ответ.
Конечно, модель поведения США и ОБСЕ можно объяснить и неинформированностью и даже, дезинформацией, но и здесь им стоит пенять только на себя, ибо основы масштабной дезинформации в свое время заложил первый руководитель офиса ОБСЕ в Грузии Ж.М. Лякомб еще в 1994 году. С тех пор минуло уже12 лет, но основы неумной, недальновидной и некорректной политики представителей ОБСЕ, всячески пытающихся убедить руководство Южной Осетии и Абхазии в необходимости пребывания в одном политическом, правовом и экономическом пространстве с Грузией, не изменились. По – прежнему, представители ОБСЕ твердят о том, что Южную Осетию «ждет великое будущее» в «богатой экономическими возможностями Грузии» и уговаривают (!) осетин «обратить свой взор от России к Грузии». Рассуждая подобным образом, западные дипломаты демонстрируют, либо свое вопиющее неведение и отсутствие понимания проблематики, либо циничное пренебрежение к основным общечеловеческим ценностям и фактически делают все для того чтобы кровопролитие в Южной Осетии и Абхазии никогда не прекратилось. Оба этих основания, мягко говоря, не делают чести западной дипломатии.
Дело в том, что абсолютное большинство граждан Южной Осетии категорически отвергает саму мысль принять гражданство ненавистного режима. За прошедшие 15 лет, по свидетельству самого президента М. Саакашвили в Южной Осетии гражданство Грузии приняло лишь…около 500 человек, т.е. менее 1% населения (да и то этот процесс имел место в период с 1994г. по 2001г., а мотивом принятия грузинского гражданства было не осознанное стремление жить в «богатой экономическими возможностями Грузии», а облегчить возможности для бизнеса и выезда за границу по различным вопросам, в основном – граждане РЮО грузинской национальности), а гражданство России – практически все остальные. Этот 1% - именно тот контингент, который на Референдуме в 1992 году голосовал против независимости РЮО. Только одно это обстоятельство, не говоря уже о том, что осетинский народ при коммунистическом режиме, насильственно впихнувшем его в состав ГССР, уже испытал «прелести великого прошлого» в виде ползучего этноцида, в течение почти всего 20-го века (население Южной Осетии с 1920 по 1989 гг. неуклонно сокращалось), а в 1989-1992 гг. неприкрытого стремления истребить осетин как этнос, должно было бы заставить задуматься США и ОБСЕ о корректности своей политики и о резком чувстве неприятия их стратегии. Но нет, с каким-то маниакальным упорством эмиссары европейских организаций продолжают твердить о том, что «видят Южную Осетию в составе Грузии», демонстрируя и политическую слепоту и откровенное оскорбительное для осетин и абхазов пренебрежение не только и не столько к их политическим приоритетам, но и, элементарно, цинично надругаясь над чувствами людей, не желающих иметь ничего общего с убийцами их сыновей, братьев, друзей, и ныне правящими бал в Тбилиси.
Мы далеки от мысли, что ОБСЕ и США не имеют представления о роли тбилисских властей в конфликтах начала 90-х годов, но даже если представить этот казус, все равно они прекрасно осведомлены об истоках грузино-осетинского противостояния лета 2004 г. и зверском убийстве военнопленного-осетина Г. Санакоева лично (!) министром обороны (в тот период-министром ВД) И. Окруашвили. Представители ОБСЕ также великолепно информированы и о явно сфабрикованном судилище над захваченными так называемыми грузинскими «правоохранительными органами» М. Дудаевым, Зассеевым, Кочиевым, Валиевым и о «приговоре» палачей в судейских мантиях (кощунственно было бы упоминать здесь непорочное имя Фемиды).
Так вот, в Южной Осетии и Абхазии уверены (и для этого есть все основания!), что именно это «великое будущее» ожидает их народы, дорвись до них психопаты типа М. Саакашвили, И. Окруашвили, М. Антадзе, Н. Бурджанадзе и т.д. А сделали ли что-нибудь международные правозащитные организации для недопущения произвола, для защиты прав человека, о которых столько уже сказано и, в том числе ОБСЕ, для недопущения попрания элементарного права человека на объективный и беспристрастный суд!?
Вопрос, конечно, риторический, ибо для западных политиков, по выражению русского поэта Е.Евтушенко, понятие совести стало некой недостижимой абстракцией.
Все это наводит на довольно грустные мысли, а именно:
1. Политика ОБСЕ, миссия США при ОБСЕ занимают деструктивную, некорректную позицию, могущую привести лишь к усугублению ситуации вокруг конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Более того, ставится под вопрос само участие ОБСЕ в переговорах по урегулированию этих конфликтов. Кстати, этот вопрос ставился едва ли не с первого дня приглашения миссии ОБСЕ в Цхинвал и организация здесь ее Цхинвальского офиса. Уже тогда, в 1994 году прозвучали сомнения в юридической и политической правомерности этого шага, к которым тогдашнее руководство РЮО не прислушалось, и. как выясняется, совершенно напрасно. По свидетельству участников переговоров, полноценной стороной которых ОБСЕ стало в конце 1990-х, ее представители отличаются откровенно враждебной по отношению к осетинам, политикой. Доходит до того, что даже по непринципиальным вопросам, ОБСЕ занимает обструкционистскую позицию, лишь бы не создать прецедент «уступок» «сепаратистам». А бывали случаи, когда, пользуясь «финансовым ресурсом», ЕС и ОБСЕ блокировали договоренности между осетинской и грузинской сторонами.
2. Провокационным выглядит стремление офицеров ОБСЕ осуществлять мониторинг в тех районах Южной Осетии, куда им доступ запрещен. Именно произвольное поведение ОБСЕ стало причиной конфликта ее работников с жителями с. Тбет Цхинвальского района в начале августа текущего года.
Отрытие окопов стало для осетинской стороны вынужденной мерой, учитывая то обстоятельство, что верный союзник ОБСЕ – грузинское квазигосударство отказалось подписывать любые документы об отказе от применения силы при решении конфликтных ситуаций. Соответственно, осетинская сторона предпринимает все возможные меры для обеспечения безопасности своих граждан. Конечно, представителям ОБСЕ хотелось бы, чтобы результаты новой военной кампании для тбилисских властей были более приемлемы, нежели в 2004 году, когда на одного зверски замученного военнопленного и двух стариков и подростка, попавших под мину, грузинские горе-вояки потеряли более 300-от человек убитыми – военнослужащие и полицейские. И, безусловно, ОБСЕ, движимая враждебным отношением ко всему осетинскому (оснований для подобной жесткой оценки, к сожалению, более чем достаточно), постарается сделать все для того, чтобы грузинская военщина одержала победу в грядущем столкновении, и соответственно, осетины понесли бы тяжелые людские потери. Миролюбивая риторика функционеров из ОБСЕ никого не должна вводить в заблуждение: реальные дела их и сделанные заявления свидетельствуют об обратном, их предложения по вводу в Абхазию «международных полицейских сил и мониторинга Рукского туннеля», в случае попыток их реализации приведут к полномасштабным боевым действиям. Что касается руководства РЮО, ее Президента, то он не может себе позволить рисковать хотя бы одной жизнью своих сограждан, в отличие от страдающей синдромом мифической Медеи, спикера грузинского парламента Н. Бурджанадзе, способной отправить на неправедную бойню своих сыновей. Европейские функционеры не понимают элементарной вещи- 75% осетинского этноса проживает в РФ, а ее гражданами являются практически все 100% осетин по обе стороны Кавказского хребта. А, если учитывать кавказский менталитет (грузины к кавказским народностям не относятся, т.е. грузины – не автохтонное, некоренного кавказского происхождения, а пришлое с двуречья Тигра и Евфрата племя - так утверждает отец грузинской истории академик И. Джавахишвили и подчеркивает, что не надо искать грузинских корней на Кавказе), то здесь очень сильны такие понятия, как родственные взаимоотношения, семейная привязанность, добрососедство и прочие «сантименты» в понимании европейских «демократов» с их холодным прагматичным отношением к человеческим ценностям и реальным равнодушием к правам человека фактам геноцида. Зато эти же функционеры из ОБСЕ отличаются подозрительно-трепетным отношением к защите прав сексуальных меньшинств.
3. Все происходящее с убийственно- неопровержимой логикой свидетельствует о том, что США полностью доверяют лжи, дезинформации и клевете, исходящих из Тбилиси, отчасти потому, что это - удобная необременительная позиция, отчасти потому, что руководству Америки комфортно пребывать в качестве «хозяина». Беда только в том, что в Вашингтоне, видимо, перестали читать древних мыслителей, в частности Геродота: «Нет ничего страшнее клеветы: ведь клевета двоих делает преступниками, а третьего - жертвой. Клеветник виновен в том, что возводит обвинение за глаза. А тот, кто ему верит, виновен, потому что судит, не разобрав точно дела. Отсутствующий же страдает от того, что один клевещет на него, а другой считает дурным человеком».
Есть ли выход из ситуации, и если да, то в чем он? Безусловно, есть, он одновременно прост и сложен. Прост, если учитывать мировой опыт государственного строительства – необходимо признать де-юре существующие де-факто государства – Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье, Нагорный Карабах. Это, и только это позволит избежать в будущем войн, кровопролития, насилия, человеческого горя. Это и только это станет залогом и необходимым условием установления добрососедских отношений между соседствующими народами, их равная правосубъектность станет гарантом невозобновления кровопролития и установления мира на Кавказе. Сложен, если учитывать пещерный уровень грузинского руководства и равнодушно-циничный подход к проблематике его западных покровителей, давно уже забывших о равном праве всех народов на создание собственного государства и забывших о таких понятиях, как Декларация независимости США, принципов которой придерживались отцы-основатели Америки и в которых их представители не в праве отказывать тем народам, которые отреклись от тирании и фашизма.
Если же ОБСЕ м США по-прежнему будут страдать «обманом зрения», видя Абхазию и Южную Осетию «в составе Грузии», то на этот раз они будут нести полную ответственность, если не перед судом людским, то перед судом Божьим за ту позицию, которая сеет смуту и насилие.
Что же касается «великого будущего» Южной Осетии в составе Грузии, то стоило бы привести здесь слова «главного сепаратиста всех времен и народов» Дж. Вашингтона: «Народ, выбирающий между хлебом и свободой, и выбравший хлеб, теряет сначала свободу, затем и хлеб, народ же, выбравший свободу, рано или поздно имеет свой хлеб». Поэтому бессмысленно уговаривать осетин и абхазов отказаться от идеи независимости и полагать, что, прельщенные пряником, они покорно согласятся на уход в этническое небытие.
Аналитическая служба независимого информационного агентства «IR» Республики Южная Осетия