Геноцид: как это происходило и происходит
Рассказ ветерана труда, пенсионерки Цховребовой А.В.
В дом семьи моей матери горе вошло в кровавый 20 год XX века.
Высокая, красивая женщина, мать пятерых малолетних детей, с годовалым ребенком на руках шагает по снежной тропе. Еще немного и она, вместе с большой родней (младшие братья, сестра, родители, дяди, тети, их дети, всего 39 человек), рискуя жизнью, поднимутся на ледяную вершину горы Зикара, а оттуда вниз, где скоро начинается низменность. И они спасены! Кто эти люди? Это осетины. Они бегут в северную часть своей Осетии к своим братьям с твердой уверенностью, что там их ждет лучшая участь.
Эти люди жертвы грузинских меньшевиков, изгоняемые из своих домов только потому, что они осетины и хотят быть свободными и независимыми, так же, как в 1992 году, так же, как сейчас.
И уже который раз Грузия не церемонится с судьбой осетин-южан! А между тем осетины готовы были забыть зиму 1920 года и даже страшные 1989-1992 годы во имя мира между нашими народами. Но мир не нужен грузинскому руководству, их не устраивает мирное соседство. Новое «молодое и образованное» правительство Грузии с большим цинизмом и ненавистью старается разбить веками установивший прочный союз между двумя народами, сроднившимися так тесно, как никто в мире.
Молодая женщина, одолев нелегкую дорогу, наконец, поднялась на вершину горы и глаза ее засветились радостью - начинается спуск. Но ее замерзшие, онемевшие от холода руки уже не смогли удержать ребенка, и девочка упала на ледяную землю, раздался дикий крик и ребенка, и матери. Подбежавшие женщины подняли ребенка, но душераздирающий плач не прекращался. Одна из женщин пощупала легкое маленькое тельце ребенка, проверяя, нет ли переломов. Кажется, все было цело. Когда она дотронулась до позвоночника, ребенок замер от боли, стал громче плакать. «Что-то с позвоночником», - сказала женщина...
Это было начало испытаний. В пути от холода заболели и погибли двое других ее детей. Их похоронили в ближайшем к перевалу селе. Оставив позади маленький холмик, женщина с угасшими глазами добралась до Дзауджикау и стала ходить со своим ребенком по врачам. Приговор был однозначный и страшный: надежды нет, девочка останется калекой.
Спустя несколько месяцев ее родня вернулась в родное село Чеселта, а она в город Цхинвал, где проживала с 1913 года с мужем.
Геноцид 20 года в жизни моей семьи стал кровоточащей раной и непреходящим живым укором грузинским нелюдям. Девочка, жертва 20 года, была обречена на неподвижность и пролежала 44 года. Моя мать, женщина необыкновенной силы духа и воли, любящая, все годы смотрела за своим ребенком, как за новорожденным. Мы, ее младшие сестры, родившиеся в 1922-30 гг., наши дети, любили ее и предупреждали каждое ее желание. А желание нашей прикованной к постели сестры было всегда одно - посидеть рядом и рассказать о том, что происходит за окнами, в мире все эти 44 года! Все это время, страшная страница истории Осетии 20 года была перед нашими глазами.
Моя мать не любила вспоминать те тяжелые годы, те страдания и муки, которые страшной лавиной обрушились на нее, на народ Осетии. В 20 году тысячи людей гибли, не выдержав холод, голод, тяжесть дороги, и погибших не могли даже по-человечески предать земле. Моя мудрая мать, лишенная чувства ненависти и мести, убеждала нас, что это не грузинский народ принес ей столько горя. Она хорошо понимала разницу между грузинским фашизмом и грузинским трудовым народом. Она прощала этот народ. Она не роптала и на самого Бога, который в те страшные дни отнял у нее детей. И обращалась к Всевышнему не с упреком и жалобой, а с мольбой за оставшуюся калеку-дочь. Нас удивляло и поражало, что в ней прошлое не взывало к мести, не ожесточило ее. В ее семье, видимо, доброта в крови.
А ведь у земного человека всегда скрыто или открыто проявляется желание отомстить кому-то за причиненное зло. Но это не по-христиански. А по-христиански расправлялись и расправляются с осетинами грузины? И за что? Может быть за то, что наши далекие предки защищали гонимых грузин, проливали свою кровь в многочисленных войнах, выступая на стороне Грузии?
А может быть потому, что их никто так хорошо не знает, как мы, осетины? Или может быть потому, что мы всегда открыто говорим о лицемерии, лжи и предательстве «всенародно избранных вожаков грузинского народа». Может быть потому, что мы стояли у истоков образования «грузинского государства»? Может быть, может быть... - 1920 год еще отзовется в жизни грузинского народа, как и в нашей жизни -говорила моя мать (она умерла в 1975 году). Она еще говорила, что простой народ, живущий в труде, кормит свою страну, кормит верхи. Но верхи - «избранный Богом народ», как они утвеждают, относятся довольно прохладно к согражданам: грузинам, армянам, азербайджанцам, осетинам и др. Изменилось ли что-нибудь сегодня? Вряд ли. История повторилась не в виде «фарса», но, к сожалению, в виде трагедии, еще более чудовищной.
Но мы не позволяем, чтобы нами овладели массовая истерия, ненависть, которая ведет к самосожжению, самоуничтожению, как это происходит с нашими соседями.
Может показаться странным, что грузинский народ с его музыкальностью, утонченным артистизмом проявляет чудовищную жестокость и кровавую месть к тем, кто обозначен как «враг». Во все времена и, особенно, во времена «образованного и знающего языки» Гамсахурдиа для Грузии создавался «образ «врага» в лице осетина. Здесь даже к Богу обращаются не с мольбой о прощении грехов: духовный отец грузин-христиан, светлейший и блаженнейший Илья II, ставленник Бога на земле грузинской, карать от имени Бога обещал только за смерть грузина.
Очень жаль, что грузинский народ теряет свою мудрость. Он мирится с лидерами, навязанными «извне» и идет на поводу у политиков, которые ведут его от одной бездны к другой. Что еще предстоит им испытать? Они ведь теряют себя и свои корни. Нами, к счастью, в эти очень тяжелые десятилетия руководили и руководят незаурядные личности, мыслящие и далеко смотрящие. Мы не изменили выбранному предками пути - быть вместе с Россией. Такой сердечной близости с народом, какая есть у нашего нынешнего президента, трудно удается достичь даже самым выдающимся лидерам. Во многом это связано с тем, что замыслы президента целиком совпадают с духовными запросами и нуждами народа. Его искренность, честность и мужество находят отклик в сердцах людей и дают нам надежду.
Мы обращаемся к Богу для того, чтобы он помог нам сохранить нашу память, память о кровавом 20 годе, но не для мести, нет! А для того, чтобы молодежь, подрастающее поколение знали историю своего народа, знали, через какие муки ада прошла Осетия.
Мы не имеем права забывать. Мы должны извлечь уроки из нашего прошлого и на основе этих уроков попытаться избежать новых трагедий и сохранить надежду, без которой не может существовать ни один народ.