Косово - импульс для Южной Осетии

ср, 27/02/2008 - 15:09
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Многие политологи и эксперты оценивают национально-освободительное движение национальных автономий в государствах и непризнанных республик с барской точки зрения (как сытый и холеный феодал отмахивается платочком от холопов и слуг, требующих прибавки к жалованью), с позиций невуалируемого имперского мышления. «Мир, уставший от самоопределений», «силы дезинтеграции», «агрессивный национализм», «сепаратизм под знаменем национально-освободительного движения» - красочные ярлыки сверкают в устах выразителей мнения мирового сообщества, которые в отношении себя и своих стран максимально использовали принцип права народов на самоопределение, отказывая в этом праве другим. Национально-освободительное движение оклеймили джинном, выпущенным из бутылки, против которого политологи с упорством средневековых алхимиков ищут противоядие. Обозначая национально-освободительное движение как силы дезинтеграции, эксперты выпускают фонтаны изощренных измышлений.
В то же время колониальную и шовинистскую политику угнетенные народы могут классифицировать не менее изощренно – «мир, уставший от геноцидов», «силы преступного интегрирования», «агрессивный империализм», «колониализм под знаменем демократии и соблюдения прав нацменьшинств»… И почему здоровый национализм малых народов считается агрессивным национализмом? В свое время ирландский патриот Джеймс Конноли говорил: «Здоровый ирландский национализм - реакция на британский гнет». А потому реакция малых народов на вековой гнет империй - своего рода национальный ответ душителям свободы!
Объявление независимости Косово и незамедлительное признание края сдетонировало во всем мире. Автономии в государствах и непризнанные республики, натерпевшиеся от жестокости и имперских амбиций, потребовали независимости и признания их суверенитета.
В нынешних условиях любой пример дезинтеграции отвечает интересам Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, Нагорного Карабаха и других народов, борющихся за независимость и за признание национального суверенитета. Но инициаторами дезинтеграции в одностороннем порядке не могут выступать исключительно США и ведущие страны Западной Европы, это создает обширное конфронтационное поле и хаос. При этом США и Запад всячески исключат распространение дезинтеграции на своей территории, манипулируя конфликтами за пределами своих территорий.
В данном случае народы РЮО, Абхазии, ПМР и НКР идут в строю сил дезинтеграции, чтобы противостоять попыткам унизительного и преступного интегрированного подхода в решении конфликтов. Настало время окончательного решения конфликтов в мире на основе принципа права народов на самоопределение. Интеграционный подход в решении территориальных споров и межнациональных конфликтов, на условиях государств-метрополий, невозможен. Это, наоборот, расширяет конфронтационное пространство, чему свидетельство - множество примеров в Европе и мире, где верх берет не международное право, а право силы крупных государств. Проблем с нацменьшинствами и автономиями будет больше, если решение по урегулированию конфликтов будет односторонним и без учета их мнения. Стабильность наступит только тогда, когда территориально-государственные противоречия будут устранены на основе доминирования права народов на самоопределение. Небольшие территории, малочисленность непризнанных республик - не повод в отказе в признании, и эти псевдоаргументы и квазикритерии не могут служить основаниями в ограничении реализации права народов на самоопределение.
Нельзя исключать, что после развала Сербии Запад применит дезинтеграционную карту против России. Если Россия не признает Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье и не укрепит свои позиции на рубежах, не окружит себя дружественными государствами (не жертвенными форпостами, а союзниками), то дезинтеграционные механизмы могут сработать против самой России. Миру без России придется плохо. Если не будет стабилизирующего влияния России на глобальные процессы, начнется процесс перечеканки мира по англо-саксонскому и американскому образцу. Почему не должно быть российской перечеканки мира? Почему Россия не может защищать свои интересы у своих границ, а США могут отстаивать свои в Европе? России надо играть на упреждение и применять дезинтеграционную политику против государств, пытающихся перенести эту модель на территорию самой России.
США стали мировой державой в результате отсутствия комплексов и боязни перед действиями, каких сейчас ждут от России абхазы, осетины, приднестровцы. Чем больше США будут поддерживать национально-освободительное движение в мире, тем больше у нее будет союзников. Чем дальше Россия будет дистанцироваться от признания дружественных ей республик на постсоветском пространстве, тем уязвимей она будет, и тем меньше с ней будут считаться. И любое решение по ключевым (в том числе в отношении Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья) и не очень международным вопросам будет приниматься без учета интересов, России. А традиционно агрессивное поведение в отношении России со стороны нового штата США - Грузии и вовсе не укладывается в рамки. И насколько реально достичь внятных принципов и широких целей во внешней политике при отступлении Россией от позиций, затрагивающих судьбу российской государственности? Независимая политика заключается именно в реализации широких целей без оглядки на Вашингтон, а также Евросоюз и ОБСЕ, превратившиеся в механизмы США по обслуживанию американских интересов на европейском континенте.
К сожалению, Россия опять закрывает глаза на грешки Саакашвили и млеет от конъюнктурного отказа Тбилиси признать Косово. Тбилиси признает Косово сразу, если, не дай Бог, она попытается интегрировать Абхазию и Южную Осетию в состав Грузии, хотя такой сценарий фантастичен. Россия снова пытается вернуть Грузию в российское лоно. И как это часто бывало, после сигнала из Кремля о налаживании российско-грузинских отношений из теплого Тбилиси в ответ полилось грузинское красноречие в виде охаивания России. А то, что Москва опять наступит на грузинскую швабру, не вызывает сомнений - это вопрос времени.
Что касается Южной Осетии, то Косово должно послужить мощным импульсом. Наша республика непростительно самоустранилась от прямых внешнеполитических контактов с миром. К сожалению, Южную Осетию воспринимают только в социально-экономическом и гуманитарном измерении, пока не признавая в политическом и международно-правовом. Югоосетинская дипломатия нуждается в переформатировании. Если косовские албанцы сформировали свое лобби в США и Европе, то почему этого не можем сделать мы?
Отказ в праве на голос Южной Осетии имеет место потому, что мы сами не создали общественное мнение в свою защиту в мире. Надо подключить к внешней политике все наше общество, политические партии, неправительственные организации, которых надо впрячь в общую работу по признанию республики. Южной Осетии нужно внешнеполитическое раскрепощение. Монополия на внешнюю политику в данном случае грозит исключением Южной Осетии из орбиты международных процессов.
Непризнание Южной Осетии наряду с Косово - вызов осетинам. Мы должны ответить в свойственном нам национальном духе. Не бравадой историческим прошлым, а колоссальным сосредоточением, которая впоследствии конвертируется в прорывы на международной арене.

Александр Келехсаев,
«Южная Осетия», 27 февраля 2008 г., №19 (1553).
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest