На Женеву надейся, а сам…

ср, 25/02/2009 - 12:22
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Завершившийся четвертый раунд Женевских консультаций по безопасности на Кавказе дал повод для оптимистических высказываний участников переговоров. Несмотря на то, что принятый итоговый документ носит рекомендательный характер и не является юридически обязывающим, стороны согласны в одном: сам факт принятия соглашения по механизму предотвращения и реагирования на инциденты многого стоит.
«В целом нынешний раунд консультаций был трудным, эмоциональным, потому что всего шесть месяцев прошло после грузинской агрессии», — отметил возглавлявший российскую делегацию заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин. 
«Но вместе с тем впервые с 15 октября 2008 года, когда мы в первый раз собрались в Женеве, все-таки удалось принять совместный консенсусный, обсужденный дословно документ, который рекомендует конкретные шаги по налаживанию взаимодействия. И это трудно переоценить», - считает Карасин.
«Мы приветствуем соглашение по созданию механизма по реакции на инциденты, в котором примут участие представители ООН, ОБСЕ и Евросоюза», - сказал глава грузинской делегации, замминистра иностранных дел Гига Бокерия.
«Необходимо отметить, что Женевские переговоры идут вперед. Это первый случай, когда стороны достигают договоренности. Принятым документом я доволен», - отметил спецпредставитель ЕС по вопросам урегулирования кризиса на Кавказе Пьер Морель.
Заместитель госсекретаря США Дэниэл Фрид который возглавлял американскую делегацию на переговорах, также считает что в Женеве был достигнут значительный успех.
«Это значительный шаг вперед. Он позитивен и имеет практический характер». - заявил Фрид.
Однако грузинская сторона пока далека от подписания документа, обязывающего стороны не применять силу в разрешении противоречий. К принятию такого соглашения уже не первый год призывают Южная Осетия, Абхазия и Россия. В Женеве этот вопрос вновь безуспешно поднимался югоосетинской стороной.
«В ходе этого раунда нами было сделано заявление о том, что незамедлительно надо приступить к разработке юридически обоснованного документа, гарантирующего неприменение силы Грузией против Южной Осетии и не повторение агрессии», – сказал полпред президента РЮО по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев, возглавляющий югоосетинскую делегацию.
«Понятно, что подозрительность и южноосетин, и абхазов применительно к намерениям руководства Грузии по-прежнему высока. Мы видим, что в последние недели грузинские войска и подразделения спецназа становятся все более многочисленными в районах, прилегающих к границам Южной Осетии и Абхазии. В этих условиях обсуждать вопросы безопасности непросто», - подчеркнул Карасин и с ним трудно не согласится. Пока соглашение о не применении силы не будет принят, вероятность повторения августовской агрессии остается высокой. Грузинские власти не оставляют агрессивный тон своих заявлений и на практике подтверждают, что августовская трагедия не стала для них уроком. Бывший министр обороны Грузии Давид Квезерашвили заявил, еще будучи действующим главой оборонного ведомства, что «война не окончена» и Южная Осетия с Абхазией «будут в составе Грузии». А грузинский президент Михаил Саакашвили, в ходе своего недавнего телеобращения пригрозил, что заставит «умыться слезами» тех, кто помешал осуществлению его планов. Политикам вторит духовный лидер Грузии, каталикос Илья II, который также, после августовской войны, неоднократно заявлял, что территории двух соседних признанных государств все-таки будут присоединены к Грузии. Эти заявления звучат на фоне возобновившихся обстрелов Цхинвала и стягивания к югоосетинским границам подразделений грузинских силовых структур. По информации различных источников в прилегающих к РЮО районах (зона ответственности наблюдателей ЕС и ОБСЕ) уже сосредоточено более двух тысяч военнослужащих МВД и МО Грузии, а также бронетехника. Зафиксировано возведение фортификационных сооружений, на что ни как не реагируют европейские наблюдатели. Стоит отметить, что последние по-прежнему стоят на прогрузинских позициях и в своих оценках происходящего на границе, зачастую возлагают ответственность на югоосетинскую и российскую стороны, а когда вина грузинской стороны очевидна – просто отмалчиваются. При этом ЕС и ОБСЕ настаивают на распространении своих полномочий на территории Южной Осетии и Абхазии. Эти намерения выглядят несколько странно, учитывая неспособность наблюдателей позитивно влиять на обстановку в зоне своей ответственности, а также тот факт, что работа ОБСЕ в зоне конфликта до августа 2008 года не смогла помешать началу боевых действий. По информации грузинских источников, сосредоточение группировки, которая в прошлом году напала на Южную Осетию, началось еще днем 7-ого августа, что не могло укрыться от наблюдателей ОБСЕ, однако организация не предприняло никаких мер по предотвращению агрессии.
Возвращаясь к Женевским переговорам, стоит напомнить, что нынешние грузинские власти весьма безответственно относилась к взятым на себя обязательствам в ходе переговоров в рамках СКК.
Тогда, в нарушение соглашений Грузия систематически увеличивала свое военное присутствие в зоне конфликта. Грузинская авиация около 300 раз вторгалась в воздушное пространство Южной Осетии. Грузинские спецслужбы занимались террористической деятельностью, жертвами которой стали десятки граждан РЮО. Ротация грузинского миротворческого контингента из состава ССПМ проводилась два-три раза в год с целью прогона через зону конфликта как можно большего количества грузинских военнослужащих, чтобы им было проще ориентироваться на будущем театре военных действий.
Очевидно, что переговоры вести надо, но имея дело с таким оппонентом как Грузия, Южной Осетии необходимо продолжать усилия по обеспечению своей безопасности. Потому что нет никакой гарантии выполнения грузинской стороной взятых на себя обязательств и даже в случае подписания в Женеве договора о не применении силы, никто и ничто не помешает Тбилиси в нарушить его.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest