Борис Багаев, 1924 г.р.
Перед тем как говорить о Цхинвале моей молодости, я хочу рассказать об одной удивительной женщине Ольге Ивановне Артамоновой, которая хранила различные документы и фотографии старого Цхинвала как «зеницу ока». Ознакомившись с этими материалами, перед человеком в какой-то мере представлялось прошлое Цхинвала.
Ранее в Цхинвале строились фамильные крепости, которые были предназначены для того, чтобы гарантировать горожанам безопасность от нападения внешних врагов. У Ольги Артамоновой имелся список тех фамилий, которыми строились эти крепости. Это были Читаевы, Шермазановы, Мурадовы, Грикуровы, Ходжаевы и др. Следы этих крепостей и сегодня можно увидеть в районе Армянской улицы по набережной реки Лиахва. У Ольги Ивановны также имелся полный список всех горожан – осетин, большая схема, в которой были обозначены все дома, данные о том, чем, каким ремеслом каждый из них занимался.
Во время беседы с Ольгой Ивановной я также узнал о том, что церковь, которая находится возле магазина «Фарн», была построена Петром Мурадовым руками превосходных мастеров, которых он пригласил из Италии и Франции. У Петра еще было два брата, один из которых построил мост через реку Лиахва, недалеко от старого моста. Сейчас этого моста уже нет. Третий же брат поставил мельницу на том месте в парке, где ныне строится спорткомплекс имени Алины Кабаевой.
Если говорить о Цхинвале моей молодости, то он тогда назывался Чъреба.
Когда я еще был мальчиком, то один из моих родственников спросил меня о том, видел ли я когда-нибудь город. Я ответил, что никогда не бывал в Чъреба. На что он пообещал мне взять меня с собой в город.
Мы приехали в Цхинвал на лошадях. Когда мы доехали до района «Дергвис», то я увидел, что там везде была вода, а в ней лежали большие камни. Тогда там не было домов. Оттуда до больницы простирался большой сад, в котором росли разные фруктовые деревья. Рядом, по Комсомольской улице, также не было домов,- там росли одни деревья.
Итак, когда мы доехали до района Дергвиси, то мой родственник сказал мне о том, что я должен взять один камень из воды и донести его до старого моста. Как он объяснил мне, каждый человек, который попадал в город в первые, должен был сделать это. Бывши маленьким мальчиком, я еле-еле донес камень до старого моста, и бросил его там. Он улыбнулся в ответ, и рассказал мне потом о том, что мой отец также поступил с ним, когда привез его в первый раз город.
Если говорить о внешнем облике города, то в то время не было асфальтированных дорог. Но со временем облик города менялся, и он свою очередь начал разрастаться, развиваться. В то время главной улицей была улица Сталина. Здания корпусов напротив почты в то время не было, однако там располагались пару домов.
Здание университета в то время было уже построено.
Я сам переехал в Цхинвал в 1935 году. В Цхинвальскую школу я пошел после шести классов, ранее я учился в селении Кемульта, Джавского района. Когда я приехал в город, то пошел в школу, которая была расположена у старого моста. С тех пор и началась моя городская жизнь.