Так быть или не быть старому городу?

чт, 08/10/2009 - 16:46
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Тема Старого города в Цхинвале, которую взялась «вести» наша редакция, все еще держит рейтинг. Об этом говорит и проведенный среди чиновников и простых жителей города небольшой опрос. Симптоматично, что все, кто хоть в какой-то степени возмущается идущей полным ходом стройкой в старинной части города, в то же время выражают характерную для нас обреченность, полное нежелание сопротивляться течению, даже если это течение задано обыкновенными смертными строителями. «У вас все равно ничего не получится», – говорят наши респонденты и объясняют это несколькими причинами: в стройку вложены огромные деньги; у вас нет плана и нет организации для сопротивления; реконструкция Старого города обойдется на многие миллионы дороже, чем все сломать и построить таунхаусы. Но все же мы уверены, что скоро, пусть даже по прошествии нескольких лет, к вопросу необходимости восстановления Старого города обязательно вернутся, потому что по другому и быть не может.

Все вышеуказанные аргументы объективны и справедливы. Хотя на самом деле мы знаем, что главная причина – в делении всех болельщиков этой проблемы на «вас» и «нас». Все попытки привлечь внимание к Старому городу также считает запоздалыми, а потому бесполезными наш сегодняшний собеседник – еще один болельщик Старого города, один из коренных цхинвальцев во многих поколениях, доктор исторических наук, профессор Мурат Петрович Санакоев.
– Мы жили во дворе церкви, вернее, на ее территории. Знаете, где сейчас пятиэтажка рядом с бывшим Детским миром? Там была церковь, кусок стены сохранился и по сегодняшний день. Это была очень большая церковь. В советское время, еще в 40-х годах здесь проводились службы. У входа в церковь стояли кадки, куда кидали монеты. А еще раньше там было кладбище.
– А как могла разрушиться эта церковь?
– Разрушили! Это же был атеистический Советский Союз. И наш дом тоже снесли. Когда я вернулся из Москвы, в 1961 году, его уже не было. Мне до сих пор интересно, нашли что-нибудь под его фундаментом или нет. Там обязательно должно было быть что-то интересное. Потом здесь нагромоздили гаражи... Помню, в этом квартале был старинный дом с верандой, на котором был деревянный орнамент, необыкновенно красивый...
– А что известно из истории основания Цхинвала.
– У меня есть брошюра об основании города.
– Это очень интересно, мы бы хотели подробней об этом рассказать читателю.
– Зачем? Все это никому не нужно, все, что было ценное, уже разрушено.
– Но почему же, в прошлом году, к примеру, состоялась научная конференция, посвященная истории Цхинвала. И там прозвучало предложение отмечать День города. Но для этого нужны новые научные исследования, публикации, раскопки, чтобы зафиксировать дату основания города.
– Да, мы в Научно-исследовательском институте получили в прошлом году письмо от мэра Цхинвала Р.Гулиева, начали составлять ответ. Но потом наступил август… Исследовательские работы у нас, кстати, ведутся и сейчас. Я, например, выпускаю книгу, которая, правда, должна была выйти в прошлом году. Это второй том «Хрестоматии по истории осетинского народа», вышедшей в издательстве «Ирыстон» в 1993 году. Сдал рукопись в типографию 2 августа прошлого года. Но к выпуску она готова только сейчас, и то – на мои собственные средства.
– Почему? Разве у государства нет таких средств?
– Не знаю. Нет, видимо, на сегодняшний день стойкого желания к изучению своей истории. Обходится издание книги в 80 тысяч рублей... Надеюсь, книга хоть у кого-то вызовет интерес…
– Давайте, вернемся к Асфагуру и заложенному им в 262 году нашей эры городу Цхинвал.
– Дело в том, что, к большому сожалению, мы можем говорить в основном о Цхинвале XIX-XX вв., так как более ранее время, а это порядка пятнадцати-шестнадцати веков, исследовано мало, многое безвозвратно утеряно. Но собрать историю Цхинвала можно. Это большой труд и нескольких лет. Причем, находясь только в Южной Осетии решить задачу невозможно.
Что же касается XIX-XX вв., то вкратце можно сказать, что местное население занимавшееся сельским хозяйством, проживало в деревнях. А в Цхинвале жило большей частью ремесленное население. Мой дед, Габо Цховребов – я рассказал о нем в своей статье – был богатым купцом, у него в Тбилиси был целый квартал. В 1912 году – накануне празднования трехсотлетия Дома Романовых, сюда приезжал Гаппо Баев, известный государственный и общественный деятель, писатель. Он всегда останавливался в нашем доме. Очень много сделали для развития города купцы, предприниматели. Здесь были такие крупные предприниматели, как Г. Кабисов, П. Ованов, В. Мебурнутов, А. Патаркацишвили – предок того самого Бадри, братья Крихели, С. Парастаев, Г. Джиоев. Они владели крупными промышленными предприятиями, в основном, лесопильными. Было сильно развито виноделие и плодоводство.
В 1900 году в Цхинвальском участке было 59 православных церквей, 3 армяно-грегорианских и 7 синагог. По вероисповеданию население делилось на: православных – 51582; армяно-грегорианских – 7533; иудеев – 2061. В Цхинвале была сильно развита торговля. «Занимая торговое положение, Цхинвал является как бы посредником в торговле горной Осетии с Гори и Тифлисом» – писал «Тбилисский листок» в 1900 году. В годы первой мировой войны все трудоспособное население Цхинвала было призвано в царскую армию, царская администрация реквизировала для военных нужд лошадей, быков, упряжь.
Это сюжеты из новой истории Цхинвала, а ранний период следует изучить более тщательно. Но как можно заинтересовать людей, если они ничего не читают?
– Да, материалов очень мало. Известны сведения о том, что город был заложен Асфагуром, и больше, собственно, ничего не известно. И почему Цхинвал? Каково происхождение этого названия?
– Есть разные объяснения. Это очень древнее название и, скорее всего, есть объяснение из иранских языков. У нас же глубоко этим вопросом фактически никто не занимался. Зато наши южные соседи, имеющие острую потребность все перевирать и присваивать, заверяют, что Цхинвал происходит от грузинского названия дерева граб.
– Опустим грузинскую интерпретацию, так как их «исторические факты» порой до нелепости бывают смешны. Что же касается происхождения термина «Цхинвал», то ведь есть объяснение у Алана Чочиева: «Цхинвал – это идеологический центр, удел жрецов – Sinx – «высших-верхних» - Wæl. Высшие Жрецы индоевропейцев и ас-алан (ариев) располагались в поселении, ныне известном, как Цхинвал». Он же предлагает параллельное название Цхинвала – Асгард. А Епископ Аланс-кой Епархии Владыка Георгий считает, что персидский царь Асфагур основал Цхинвал как крепость и таковым он ос-тался по сегодняшний день. Крепость в этом месте действительно должна была играть роль некоего форпоста.
– Я повторяю, есть разные версии. Надо работать над этим. Надо выпускать больше книг по истории Осетии, исследований, не надо зацикливаться на коллективных книгах. Зачем ограничиваться односторонним видением? Я предложил на вышеупомянутой конференции, чтобы авторы работали, не дожидаясь объединения в авторские коллективы. Чем больше работ по истории осетинского народа, тем лучше. Со мной согласились, но разговоры на этом закончились. Я слышал, что Анатолий Кусраев, министр образования, дал поручение, чтобы издали такую книгу. Но, честно говоря, лично я в чужих сборниках участвовать не буду. У меня самого немало написано, пусть опубликуют.
– Как, по-Вашему, нужно поступить со Старым городом. Может, раскопки провести?
– Было бы хорошо. Но я думаю, этого сложно добиться. Был такой журнал «Борьба классов», он выходил с 1931 года. В нем в 30-е годы была опубликована статья «Евреи Цхинвала». Я в свое время не делал записей, но, может, этот журнал можно найти в Москве. Там все про данный квартал, очень интересные факты по самому Старому городу. Была еще двухтомная книга, она вышла в Тель-Авиве, «История евреев на Кавказе»… Вы что, хотите остановить строительство? У вас же ничего не получится!
– Мы хотим, чтобы прекратили строить эти дачные домики, а реконструировали кварталы в соответствии со старинным стилем этой части города. Восстановить внешний облик. Старый Цхинвал был оригинален, а сейчас пытаются создать какой-то штамп.
– На протяжении многих лет эта тенденция – сносить исторические здания – шла полным ходом, пусть и незаметно, под лозунгами новостроек: магазин «Охотсоюза», кинотеатр «Фидиуаг» и т.д. Началось это поветрие, и так оно и пошло. Все старые оригинальные здания снесены. Дом, о котором я говорил, он был из тех же зданий. Там, где была Кулинария при «Детском мире», был подземный ход. Он шел под «Железный магазин», а оттуда к Лиахве. Жаль, что Цхинвал теряет лицо.
Я желаю вам успеха, но все же сомневаюсь, что у вас что-то получится...
– Спасибо, за интервью.

Юго-осетинская газета «РЕСПУБЛИКА».

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest