В Юго-Осетинском Научно-Исследовательском Институте в настоящий момент проводятся исследования по этногенезу осетинского народа, а также по этнологии, истории, экономике, осетинской литературе и т.д. Об этом и о том, с какими проблемами сталкиваются осетинские ученные, в интервью ИА «Рес» рассказал директор ЮО НИИ Роберт Гаглойты.
ИА «Рес»: Какие исследования проводит сейчас Югоосетинский научно-исследовательский институт? Каковы перспективы дальнейшего развития науки в Южной Осетии?
Роберт Гаглойты: Учитывая гуманитарный характер деятельности единственного в республике научного учреждения, мы можем говорить, к сожалению, только о тех направлениях, которые охватывают историю, археологию, этнологию, осетинский язык, осетинскую литературу, фольклор и экономику. К сожалению потому, что я считаю крайне необходимым в свете новых политико-экономических реалий открытие новых отделов, функционирование которых способствовало бы освещение проблемных вопросов, касающихся природных ресурсов, фауны, флоры.
Было бы интересно проводить геологические исследования, изучение минеральных источников на профессиональном уровне. Ведь те данные, которые у нас имеются, говорят о наличии на нашей территории, в недрах Южной Осетии природных богатств – нефть, газоконденсат, минералы, рудные и нерудные полезные ископаемые, строительный камень, различные поделочные камни.
Думая о будущем, нам обязательно надо думать с научной точки зрения о воссоздании, создании и расширении сырьевой базы предприятий (по тальку серпентиниту, цинку, стройматериалам и т.д.), создание базы для промышленности баритовой, марганцевой и медной. Именно от квалификации геологов (я считаю, что у нас должны быть в большинстве случаев местные кадры!) зависит будущее недр РЮО.
В связи с этим мне хотелось бы подчеркнуть, что только объединенные усилия ученых, занимающихся как гуманитарными, так и точными науками, дадут возможность решения больших и сложных задач, стоящих перед нашим народом.
Вызывает большое недоумение, мягко говоря, когда некоторые представители правительственных органов дают интервью представителям СМИ о том, что у нас нет данных о природных ресурсах, нет документов, говорящих о тех или иных природных ресурсов на территории РЮО. Да Бог с вами, есть эти данные! Только работ более восьмидесяти! Прежде чем что-то утверждать, надо иногда читать научную литературу и ознакомиться с документами архивов, в том числе и нашего НИИ. Голословность нам ни к чему.
Говоря о сегодняшних реалиях, надо отметить, что, несмотря на определенные значимые трудности, институт старается их преодолеть. В этом нам помогают глава Администрации Президента РЮО Арсен Гаглоев, зам Председателя Правительства РЮО Доментий Кулумбегов, Министр образования, науки и молодежной политики РЮО Аряна Джиоева. Хочется сказать им большое спасибо, что наконец-то на нас обратили внимание.
Что касается исследований – они разнохарактерны. Учитывая специфику работы научного учреждения, коротко можно сказать следующее: пять отделов – истории, этнологии, осетинского языка, осетинской литературы, экономики, разрабатывают определенные темы по этногенезу осетинского народа, древнейшим, древним периодами истории, античного и средневекового периодов, новой и новейшей истории. Проводится работа по разным направлениям, собираются материалы для монографий «Археологическая карта Юга Осетии», «Памятники археологии Южной Осетии» (трехтомник), «Развитие этнологии в Южной Осетии», «Южные осетины – участники воин Российского государства», «Южная Осетия в составе Российского государства», «Скифский этап этнической истории», «Коста в архивах и за границей». Готов к изданию второй том Толкового словаря осетинского языка. Ведется работа над техническим редактированием и корректурой III тома словаря.
Ведется кропотливая работа по вопросам топонимии и гидронимии Южной Осетии. Ведется работа по исторической фонетике осетинского языка, по классификации осетинских антропонимов, синонимов, территориальной вариативности осетинского язык и т.д. Интересная тематика разрабатывается отделами литературы, этнологии и экономики, в том числе «О литературных процессах в 30-50 гг. XX века в Осетии», «Мифо - религиозный пласт Нартовского эпоса», «Экономика сельского хозяйства Южной Осети в 1961-70 гг. XX века» и многое другое.
ИА «Рес»: Каково сегодня состояние археологии в Южной Осетии? Запланированы ли на ближайшее время какие-нибудь археологические раскопки на территории РЮО? Насколько я помню, раскопки должны были проводиться в пещерах возле Квайса, где была обнаружена стоянка древнего человека, как с этим обстоят дела?
Роберт Гаглойты: К сожалению, на сегодняшний день мы не можем говорить не только о состоянии, но и, в целом о наличии квалифицированных кадров, которые бы были заняты вопросами археологии. Нам надо готовить кадры. Вероятно, придется обратиться за помощью к коллегам из Североосетинского института гуманитарных и социальных исследований и к Институту археологии при СОГУ им. К. Хетагурова. Есть и планы взаимодействия с Институтом археологии АН Российской Федерации.
В этом году мы постараемся провести работы разведочно-стационарного характера в Дзауском и Цхинвальском районах Южной Осетии. Что касается Квайса, - это сложный вопрос, т.к. у нас нет специалиста – палеолитчика, т.е. человека, занимающегося древнейшей историей (эпохи камня). Будем надеяться, что нам в этом вопросе поможет известный ученый-археолог Василий Любин, исследователь пещер в Квайса.
ИА «Рес»: Что нужно сделать, чтобы заинтересовать, привлечь молодежь к исследовательской работе?
Роберт Гаглойты: Особое внимание уделить подготовке кадров по истории, этнологии, геологии, археологии, экологии, языку и литературе. В советское время научные работники были высокооплачиваемой когортой в числе бюджетников. В связи с этим было бы желательно, чтобы этим вопросом вплотную занялось Правительство РЮО, но именно та ее часть, которая представлена местными кадрами, т.к. я не вижу никакой заинтересованности со стороны приглашенных «специалистов». Нужно повысить заработную плату, хотя бы молодым сотрудникам, которые изъявили желание посвятить свою жизнь науке, какой сферы бы она не касалась.
ИА «Рес»: Расскажите об основных проблемах, с которыми сталкиваются нынешние сотрудники НИИ РЮО?
Роберт Гаглойты: Проблем очень много. Как я уже говорил, основная проблема – отсутствие молодых кадров. Я имею в виду не просто сотрудников, а специалистов. Кроме того, говоря о проблемах, нельзя обойти стороной те факты, что у нас фактически нет оборудования и инвентаря, нет служебной автомашины высокой проходимости (для нужд как института в целом, так и использования при экспедициях). В здании НИИ проведен ремонт актового зала, замена санузлов и отопительной системы, но.… Без дополнительного финансирования для продолжения ремонта здания института в целом, не может быть и речи об отсутствии проблем.
Джульетта Козаева