Руководитель ансамбля «Симд»: Необходимо возродить добрые традиции и вернуть ансамблю былую славу

чт, 23/09/2010 - 18:23
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Интервью ИА «Рес» с художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца «Симд» Вадимом Цховребовым.
В 1936 году в культурной жизни Южной Осетии произошло крупное событие – был образован Югоосетинский Государственный ансамбль песни и танца «Симд». «Симд» отражает национальный колорит Осетии, душу нации, нравы горного свободного народа. Государственный ансамбль сыграл большую роль в развитии и популяризации музыкального искусства Южной Осетии. «Симд» прошел большой жизненный и творческий путь, искусство этого коллектива стало достоянием широких масс. На протяжении многих лет он приносит радость своим творчеством не только жителям Южной Осетии, но и ценителям искусства разных стран. Однако сегодняшнее положение Госансамбля, к великому сожалению, оставляет желать лучшего. О том, в каких условиях им приходится работать, о планах на будущее и о многом другом рассказал ИА «Рес» художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист РЮО и РСО-Алании, народный артист РСО–Алании, заслуженный деятель искусств РФ Вадим Цховребов.

ИА «Рес»: Вадим Ясонович, вы уже год возглавляете Юго-Осетинский государственный ансамбль песни и танца «Симд». Что Вам удалось сделать за это время? Расскажите, пожалуйста, о деятельности Вашего коллектива.

Вадим Цховребов: Когда меня приглашали сюда работать, я подписал контракт с руководством Южной Осетии. С моей стороны были обозначены определенные условия: необходимо повысить артистам зарплаты, я в течение года работаю над тем, чтобы поставить ансамбль на ноги, и не даю концертов. Через два года сдаю полностью программу ансамбля, и ряд других просьб. Кроме повышения танцорам зарплаты до десяти тысяч рублей остальные мои просьбы были проигнорированы. Но, несмотря на все это, за последний год сделано очень много. Значительно обогатился репертуар ансамбля, поставлены новые танцы. Мы приобрели новые костюмы. За последний год в ансамбле произошли большие сдвиги в деле дисциплины работы.

ИА «Рес»: «Симд» полюбился жителям как Южной, так и Северной Осетии за мастерство своих исполнителей, за то, что был одним из немногих настоящих хранителей секретов осетинского танца. Однако мы редко видим его в родном городе. С чем это связано, что делается для преодоления проблем и когда ожидается возобновление активной концертной деятельности коллектива?

Вадим Цховребов: Без сомнения, необходимо возродить добрые традиции и вернуть ансамблю былую славу. Но у нас нет даже элементарных условий для эффективной работы. В нормальных развитых странах создаются мощные музыкальные, хореографические школы, даже академии танца. Там с детьми работают первоклассные мастера, обучают их искусству танца и пения, и в ансамбль приходят подготовленные люди. А у меня мои «профессиональные» танцоры на уровне первоклассников. Симд – это наше лицо, наша реклама. Надо понимать разницу между Государственным ансамблем и коллективом художественной самодеятельности. Если со стороны правительства Республики не будет оказываться должное внимание, нам вряд ли удастся поставить ансамбль на должный уровень.

ИА «Рес»: Как обстоят дела с реквизитом, формой, помещением, с другими вопросами материально-технического обеспечения качественного и эффективного функционирования ансамбля?

Вадим Цховребов:Проблем, мешающих эффективному функционированию, очень много. Но на сегодняшний день самые основные из них – это отсутствие должного финансирования, кадров и внимания к единственному в Республике Государственному ансамблю. Вся месячная дотация Государственного ансамбля составляет 650 тысяч рублей. На Кавказе ни один ансамбль песни и танца не функционирует при такой дотации. Она должна быть от 900 тысяч рублей и выше. Самая главная проблема – коллектив ансамбля «Симд» еще не укомплектован. В настоящее время в ансамбле задействовано 14 ребят, а необходимо 20, девочек - 12, а необходимо как минимум 16.
Говоря о чистоте осетинского танца, если национальный танец «Хонга» не станцевать на носках, то для русского иностранного зрителя это второй «Симд». Все танцоры должны быть одного роста, одной комплекции, чтобы танец получился красивым. Необходимо укомплектовать коллектив и увеличить месячную дотацию ансамбля. У нас нет грузчика, нет оператора, нет балетмейстеров, репетитора. Когда хор состоит из восьми человек – это не работа. В настоящее время более или менее укомплектован только оркестр ансамбля, и то, там тоже не хватает двоих гармонистов. Наше здание непригодно для использования. Я не прошу уже архитектурное здание, но пусть построят нам хотя бы обыкновенный спортзал, где будут душевые кабины, хороший зал для танцев, раздевалки, хорошая костюмерная, т.е. самые элементарные условия для эффективной работы. Нам выдали 3,5 миллиона рублей, на которые мы сшили великолепные костюмы, приобрели хорошую аппаратуру. Новые костюмы находятся в сыром помещении, портятся от сырости, а ведь они стоят немалых денег. Кроме того, нам необходим свой оператор, чтобы правильно настраивать аппаратуру в том или ином помещении. Так что проблем у нас, к сожалению, великое множество.

ИА «Рес»: Южная Осетия – это не только столица, но и районы. Планируете ли вы вернуться к доброй традиции прошлого – гастрольным поездкам не только в другие страны, но и в райцентры и крупные села Республики?

Вадим Цховребов: Какие могут быть гастрольные поездки, когда у нас нет транспорта? Еле-еле мне выдали одну служебную машину. В прошлом году североосетинские коллеги - ансамбль «Алан» - подарили нам автобус, который нуждается в небольшом ремонте. За год этот автобус нам не починили, он так и стоит перед зданием правительства. Нам необходим автобус, чтобы выезжать на гастроли. Государственный ансамбль никогда не будет себя оправдывать без финансовой помощи со стороны правительства. На то он и государственный ансамбль.

ИА «Рес»: Как известно, в селах у нас очень талантливая молодежь, способная развивать национальные песенные и танцевальные традиции. Проводит ли «Симд» какую-либо работу по выявлению и привлечению молодых дарований из сельской местности, по дальнейшему развитию их таланта?
Вадим Цховребов: Не спорю, у нас очень много талантливой молодежи в районах Республики. Но надо провести их через вышеуказанные школы песни и танца, с ними должны работать профессиональные хореографы, чтобы быстро воспитать, и ввести их в академический состав. Это общая наша беда, поэтому надо скрупулезно подойти к проблеме. Я найду молодых танцоров в районах, привезу их, но где они будут заниматься, кто создаст нам условия, чтобы заниматься? Танцорам негде даже умыться после репетиций. У нас для своих сотрудников нет условий, а как еще других приглашать?! Мы не привлекаем молодежь не потому, что среди них нет талантов, а потому что нечем им платить зарплату.

ИА «Рес»: Какие планы у ансамбля на ближайшие месяцы?
Вадим Цховребов: В октябре этого года в Ростове проходит фестиваль «Мир Кавказу». Нас пригласили на этот фестиваль, и в настоящее время мы готовимся принять там участие. Но, опять-таки, нам не обойтись без финансовой поддержки.

Джульетта Козаева

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest