По Грузии вновь бродит призрак территориальной целостности. Как недавно заявил министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе, задача-максимум на 2011 год - подчинить Абхазию и Южную Осетию.
"Восстановление территориальной целостности Грузии остается главной задачей внешней политики Грузии на 2011 год. Это наш самый болезненный вопрос, работать над которым должны все наши дипломатические сотрудники. Им в 2011 году придется делать еще больше", - сказал Вашадзе. В числе приоритетов также обозначено сотрудничество с ОБСЕ, Евросоюзом, Советом Европы и усиление роли Женевских дискуссий.
Решение главной задачи года грузинские власти начали с "закономерного" шага, приступив к массовой депортации беженцев из Тбилиси в районы нищей Западной Грузии.
С 20 января грузинская полиция начала очередной этап выселения беженцев, проживающих в некоторых тбилисских объектах, в частности, в бывшем здании Таможенного департамента, а также в трех корпусах студенческого городка. Всего на этот раз выселению подверглось около 200 семей, причем грузинские полицейские не особо церемонились с теми, кто в свое время был послушным орудием в руках спецслужб Грузии по осуществлению провокаций против Южной Осетии и Абхазии. Тех, кто пытался противостоять полиции, уволокли под вой сирен в места не столь отдаленные. Остальным остается лишь выражать бессильный протест на тбилисских площадях в компании не более влиятельной грузинской оппозиции и апеллировать к западным дипломатам, являющимся главными адвокатами режима Саакашвили.
В свое время власти Грузии искусственно тормозили вопрос предоставления постоянного жилья беженцам, рассчитывая использовать их фактор в своих политических целях. Теперь они оказались в роли бесполезного мавра.
Происходящее в Тбилиси - наглядный урок всем тем, кто соглашается на роль "пушечного мяса" или "телевизионной картинки" в играх тбилисских политиков. Это, в частности, касается жителей Ленингорского района, покинувших свои дома под воздействием грузинской пиар-компании. Если они не воспользуются возможностью, которая предоставлена им властями Южной Осетии, в недалеком будущем их тоже ожидает участь отработавших свое мавров.
Массовые выселения за последнюю неделю не на шутку встревожили экс-президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Он охарактеризовал эти действия как варварство. По его словам, даже царизм лучше относился к своим подданным. "Белый лис" призвал своих "революционных" преемников взяться за ум и не трогать беженцев. "Иначе это обернется большими проблемами. Протест беженцев может обернуться неуправляемыми процессами. Если народ восстанет, это будет нехорошо не только для президента Михаила Саакашвили, но и для всей Грузии окажется гибельно", - заявил Эдуард Шеварднадзе, в памяти которого, очевидно, еще свежи воспоминания о "розовой" революции.
Шеварднадзе не учитывает того факта, что Саакашвили, в отличие от него, менее склонен внимать волеизъявлению широких масс, и вопреки расхожему на Западе мнению, не отягощен демократическими "предрассудками", каждый раз демонстрируя разницу между пиаром и реальностью в Грузии.
Достаточно вспомнить избиение сотен тысяч протестующих на улицах Тбилиси в ноябре 2007 года, расправы над лидерами оппозиции и просто критиками власти.
Доверчивые западные эксперты после бурной речи Саакашвили перед Европарламентом выдвинули новый тезис о постмодернистской Грузии, которая якобы единственная из бывших советских республик на постсоветском пространстве трансформировалась в европейскую. Сам Саакашвили в своем эмоциональном выступлении перед европарламентариями утверждал, что в Грузии произошла ментальная революция и что грузины от постсоветской, читай азиатской психологии, перешли к европейской.
Европейская общественность за красивым фасадом не желает разглядеть знакомые очертания "азиатского" авторитаризма, что Саакашвили сконцентрировал все полномочия в свои руки, контролируя все ветви власти. Под полный контроль взяты почти все СМИ, учредителями некогда независимых изданий и ТВ теперь выступают лица из окружения Саакашвили, а МВД Мерабишвили превратилось в аналог НКВД периода 30-х годов. Количество заключенных в Грузии за последние годы выросло в шесть раз и теперь по числу "зеков" на душу населения республика занимает одно из самых высоких мест в Европе, что явно слишком много для "постмодернизма".
Ярким образцом "ментальной" революции стали события первой декады января, когда грузинская полиция разогнала акцию протеста ветеранов войн Грузии против Южной Осетии и Абхазии, вновь продемонстрировав свои постсоветские навыки. Причем избиение демонстрантов происходило рядом с мемориалом Героев, который опять-таки сооружен в честь тех, кто был убит в ходе многочисленных агрессий в отношении южных осетин и абхазов. Налицо грузинский перефраз известного лозунга - "никто не забыт, ничто не забыто". Родина явно не забыла геройства своих вояк. Впрочем, в этом тоже можно углядеть европейское восприятие, ведь в Западной Европе полиция беспощадно разгоняет демонстрации неонацистов.
Но американский посол в Грузии Джон Бас оказался не столь внимательным и увидел в бесчинствах полиции нечто иное. "В демократической стране не должно происходить ничего подобного. Я возмущен тем фактом, что полиция применила силу против протестующих. Ничего подобного не должно происходить в демократической стране, а по отношению к выражающим протест не должна применяться сила", - негодовал американский посол, видимо, забыв о ноу-хау западных пиар-технологов.
В целом Год кролика для Грузии ознаменовался весьма странными на первый взгляд тенденциями - ментально революционные грузины избивают своих сограждан - участников агрессии, выгоняют тех, кто был послушным орудием провокаций в руках грузинских спецслужб и т.д.
В отместку за беззакония оракулы из лагеря оппозиции предвещают Грузии тунисский сценарий, и пока Саакашвили вещает о том, что в Южной Осетии не осталось населения, эксперты со скепсисом ожидают, как Грузия перенесет 2013-14 годы, когда наступит время первых крупных выплат по иностранным кредитам, и когда продавать уже больше нечего, включая совесть.
К примеру, британский эксперт Томас де Ваал отмечает, что несмотря на видимую прочность положения нынешних грузинских властей, в Грузии ситуация может очень динамично меняться. "Очень много зависит от экономики. И, насколько я понимаю, безработица в Грузии до сих пор высокая. Думаю, что для грузин это вопрос номер один. Круг приватизации фактически закончился. Значит, есть большие вопросы, какая будет экономическая ситуация через два года. Если ухудшится, то, я думаю, что это будет новым вызовом для Саакашвили", - считает Томас де Ваал.
Однако вместо развития реального сектора экономики и создания новых рабочих мест Михаил Саакашвили предпочитает расходовать большие средства на новые пиар-проекты. В частности, речь идет о возобновлении вещания из Тбилиси "Первого Кавказского канала". Канал теперь будет называться "Первый информационный Кавказский", свою работу он начал 25 января и, что символично, ее первым гостем стал президент Грузии.
"Первый информационный" в первую очередь сделает акцент на ситуации на Южном и Северном Кавказе. Гендиректор канала Роберт Парсонс, говоря о целях нового канала, отмечает: "Мы хотим, чтобы нас смотрели повсюду, где говорят на русском языке". Парсонс, который в 2003-2005 гг. был редактором грузинской службы Радио "Свобода", утверждает, что на канале не будет пропаганды, но, учитывая выделение 7 миллионов евро из бюджета Грузии для работы "Первого информационного", есть все основания сомневаться в словах Парсонса. К тому же его заместитель Дэвид Чатер выразился более прозрачно: "Кремль не должен иметь монополию на освещение событий на Кавказе. Мы намерены прорвать кавказский узел, чтобы убедиться, что кроме Кремля, существуют и другие взгляды на то, что происходит на Северном Кавказе в этот момент".
Юрий Вазагов