Редакция газеты "Южная Осетия" обратилась к представителям научной и творческой интеллигенции с просьбой ответить на ряд вопросов, являющихся, по мнению газеты, важными для современного нашего сообщества и интересными для читателя.
1. Каких приоритетов должно придерживаться наше общество в своем развитии и становлении?
2. Что на, Ваш взгляд, должно лечь в основу морально-этической составляющей нашего общества?
3. Должно ли наше общество перенимать или вторить ультрасовременным лжедемократическим ценностям, культивируемым в мире?
4. Возможная, на Ваш взгляд, роль наших традиций и культурного наследия в формировании современного осетинского общества.
5. Место и значение осетинского языка в прошлом, сегодня и завтра.
Наше общество неизменно держалось принципа гармонии прав и обязанности личности
Нафи ДЖУСОЙТЫ, писатель
1. На ваш первый вопрос: "Каких приоритетов должно придерживаться наше общество в своем развитии?" у меня простой ответ: производство материальных и духовных ценностей, необходимых для жизнетворчества и жизнеобеспечения.
Дело в том, что только творческий труд, на мой взгляд, уподобляет человека его создателю. Я далек от религиозных сентенций, но мне нравится мудрая библейская максима - "И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его…" Бог - творец, создатель всего сущего в мироздании, но уподобил себе из всего сущего только Человека.
Этим можно гордиться, но этого следует и страшиться как великой ответственности перед Создателем и перед вселенной. Уподобление человека Богу-творцу мироздания обязывает каждого из нас быть в жизни творцом, хотя бы не большого, скажем, муравьиного роста; творцом материальных и духовных благ для себя и для ближайшего окружения. Если хватит сил, то и для всех живущих на земле.
Вот почему я думаю, что приоритетным занятием нашего общества должно стать производство, если хотите, творение материальных и духовных благ жизнесозидания и развития человеческой личности на пути ее становления богоравной.
2. На второй вопрос я бы ответил одним словом: коллективизм! Если все граждане нашего общества успешно будут придерживаться в своих отношениях с ближайшим окружением с человеческой нравственной заповедью коллективизма, т.е. уважения, если не любви друг к другу, и ко всем людям независимо от их национальной, расовой и сословной принадлежности, то я уверен, общество таких людей обретет особо притягательное обаяние во всем мире, у всех людей, предпочитающих добро и добродеяние злу и злодеянию.
В русской демократической мысли давно существует простое, но емкое определение умного и нравственно-развитого человека - интеллигентом является лишь тот, кто дает больше, чем берет.
Человек обращен к обществу лицом, подобно сияющему солнечному оку, а не задом, словно морозная зимняя ночь во мраке и смертном безмолвии. Это значит, что истинный человек, "сотворенный по образу Божьему", берет от общества лишь самое необходимое, чтобы быть, как ныне говорят, в форме труженика-творца, материальных и духовных благ для общества. Любое приобретение, превосходящее необходимое для воспроизводства сил и способностей к творческому труду, человек, если он хоть немного подобен своему создателю, должен считать безнравственным деянием и отвергать его. Это значит также, что истинный человек всегда и всюду был и остается сторонником коллективистских начал в жизни общества, т.е. выступает за гармонию прав и обязанности личности в человеческом общежитии.
Ныне во всем мире многие, так называемые правозащитники личности, без умолку шумят о его правах, но ни слова не обронили о том, что кроме прав существуют еще обязанности, что без обязанностей нет и прав, а обязанности без прав существуют лишь в краю приснопамятных рабов-илотов и их триждыклятых владельцев. В нормальном же обществе личности для максимального всестороннего развития самодостаточна гармония его прав и обязанностей. Уровнь развития личности - самая безошибочная мера в определении благополучия общественной жизни в любой стране и в любое время. Я бы хотел, чтобы наше общество и ныне, и в будущем, и в младенчестве, и в зрелую пору неизменно держалось в своей жизнедеятельности принципа гармонии прав и обязанности личности. И еще: этот принцип должен быть всеобщим, обязательным для членов общества, от рядового гражданина до президента страны. Лишь тогда будет развиваться наше общество на подлинно коллективистской нравственной основе.
3. Ответить на третий вопрос - можно и должно одним словом - нет! Дело, думаю, в том, что в современном обществе под прикрытием глобализма культивируется звериный индивидуализм на всех уровнях - личности, мафиозной группы, сословия, государства, расовой, религиозной и национальной общности. Идеологическое лицемерие, защищающее мерзкую, по сути кровожадную суть этого индивидуалистического расщепления мирового человечества, не перенимать надо, а всячески разоблачать, чтобы человечество не погрузилось в смрадное удушливое болото всеобщего звериного эгоизма, умерщвляя самого себя.
4. Что касается вопроса о роли наших традиций и культурного наследия, то тут двух мнений быть не может. Нравственные устои нашего, только формирующегося общества должны вобрать в себя все лучшее, что было в социальной практике осетинского общества и в характере и миропонимании наших прямых предков.
Многими нравственными достоинствами наших предков совсем недавно (в XIX веке) восхищались иностранцы. Наш гениальный художник и мыслитель Коста однозначно утверждал величие многих особенностей характера наших предков. И, естественно, что мы должны опираться в своем экономическом, идеологическом и нравственном возрождении в новых условиях исторического бытия именно на лучшие традиции предков, на их живое и нестареющее культурное наследие.
5. Кстати, сказать, последний вопрос вплотную примыкает к предыдущему.
Я сошлюсь на мнениях двух разных, но великих языковедов. Великий французский лингвист Фердинанд де Соссюр считал, что "…в значительной мере именно язык формирует нацию". Васо Абаев в качестве завещания оставил нам горестные слова: "Каждый из нас должен понимать, что гибель языка есть гибель нации. Нет языка, нет и народа".
Думаю, этим сказано все о значении осетинского языка для национальной будущности нашего народа. Наш долг - сделать все возможное и даже невозможное для сохранения, развития и всестороннего функционирования нашего родного осетинского языка.
Возрождение осетинской традиционной культуры не должно перерастать в этнографический спектакль
Юрий ДЗИЦЦОЙТЫ, заместитель Председателя Парламента РЮО
1.Возрождение лучших традиций наших предков.
Следование традиционным поведенческим установкам как в быту, так и в политической культуре.
Укрепление государственности Южной Осетии.
Возрождение и укрепление позиций осетинского языка в государственной сфере.
2. Традиционная осетинская мораль, лучшие (вершинные) достижения общечеловеческой морали и культуры.
3. Демократия - это одно из наиболее важных достижений человечества. Под демократией следует понимать приоритет закона, а не беззаконие и вседозволенность. Демократия - это принцип разделения властей, без которого развитие общества и государства невозможно. Демократия - это принцип сменяемости власти. Последние события в Тунисе и Египте показывают, насколько это актуально.
4. Следует избегать крайностей. Возрождение осетинской традиционной культуры не должно перерастать в этнографический спектакль. Что касается политической сферы, то тут следует тщательнейшим образом изучать и применять дипломатический этикет. Традиционный осетинский этикет должен дополнять его.
5. Осетинский язык "на бумаге" (т.е. в Конституции РЮО) является государственным. Это означает, что все государственные учреждения должны вести свою работу на этом языке. На деле же государственным языком в нашей республике является русский. Следует сделать все от нас зависящее для того, чтобы "подтянуть" осетинский язык до уровня государственного.
Пока сохраняем язык - мы непобедимы
Коста ДЗУГАЕВ, советник Президента РЮО
1. Нам нужен сильный режим власти, способный эффективно решать трудные задачи нравственного, политического и социально-экономического развития и общества, и государства.
2. Акцент должен быть сделан сейчас на идее справедливости, как она понимается в авраамических религиях. Учитываем при этом конституционный приоритет православия.
3. За прошлые годы, думаю, мы переболели попыткой бездумного копирования западной либерал-демократической модели. Уверен, что мы стоим на правильном пути создания своей, традиционно-преемственной модели подлинно демократической организации политического процесса, с рациональным заимствованием хорошо себя показавших демократических процедур ("техника" демократии). Заметьте - в этом заинтересованы все без исключения политические силы нашей Республики (кроме подрывных, конечно). Иногда приходится действовать на ощупь, вот как с введением принципа формирования Парламента по партийным спискам, но в целом направление верное.
4. Современное осетинское общество глубоко поражено застарелой обострившейся болезнью - клеветой. Клевещут друг на друга некоторые люди, живущие здесь все двадцать последних лет. Лично меня изумляет, что государственные средства массовой информации клевещут на политиков, государственных деятелей, церковных служителей, стараясь лишить нас уважаемого руководства. Клевещут, что самое плохое, безнаказанно, не боясь не то что закона, но даже уже общественного мнения.
Нам предстоит очень быстро и весьма жёстко восстановить почтение к личности, ответственность за произносимое в чей-то адрес слово, решительно очистить общественную атмосферу от этих потоков грязи. Вот где и традиция, и культура.
5. Язык - словесное выражение души народа. Он же - её защитник. Так, наш язык имеет уникальную, насколько мне известно, особенность: понятия "торговец" и "предатель" обозначаются в осетинском одним и тем же словом "уæйгæнæг". Отсюда ясно, что пока сохраняем язык, мы - непобедимы.
Сохранить нашу общность, развить ее духовность, язык, культуру
Мира ЦХУРБАТЫ, заместитель Председателя Парламента РЮО
1. Говоря о приоритетах, которых должно придерживаться наше общество в своем развитии и становлении необходимо уточнение: общество или государство? Хотя в вопросе о приоритетах развития и становления единство устремлений государства и общества уже замечательно, это уже достижение, так как содержание, задачи и функции этих двух социальных институтов, даже в самом общем виде, различны. Так или иначе, нашими первоочередными задачами, с моей точки зрения, являются следующие:
1) Возрождение экономики. Это подразумевает переход от экономики дотационной к экономике собственных производств, которая, единственно, и может обеспечить необходимые условия для повышения жизненного уровня населения республики. Повышение уровня жизни, создание достойных условий жизни для каждого гражданина - вот бесспорный приоритет. Этот приоритет зафиксирован в Конституции как право граждан на труд и достойную жизнь.
2) Возрождение гражданских идеологических институтов, которые зададут направление и придадут смысл экономическому возрождению.
Технологии современной рыночной экономики имеют свою конкретную идеологию, целью которой является создание общества потребления - жующего и суетливо снующего человеческого стада: покупай, бери еще, еще и вот это. И так далее до бесконечности и наперегонки с модой и научно-техническим прогрессом. Ценности этого общества хорошо известны - они духовиты и, чаще всего, группируются вокруг отхожих мест. Чем больше возможностей, тем благоустроеннее отхожее место. Разумеется, никто не против благоустроенности, благоустроенность - это очень, очень хорошо, особенно для нас, для тех, кто уже и позабыл, что это такое. Но мы ведь сейчас говорим о стратегических задачах государства и общества. Благоустроить и сохранить своих граждан - это конституционная задача государства, сама причина его существования. Стратегическая же задача состоит в выборе курса, в выборе направления к достижению достойной жизни для каждого гражданина.
Достоинство, конечно же, каждый определяет себе сам и по своему вкусу, но коль скоро мы здесь собрались, коль скоро мы здесь остались, за эту Родину воевали, нам следует определиться и с тем, куда мы направляемся и к чему устремимся потом, когда благоустроимся.
Двадцать лет назад мы, впервые в нашей новейшей истории, осознали себя как общность, сформулировали общие ценности и общие цели. Сегодня государство должно способствовать достижению этих целей - сохранить эту общность, сохранить и развить ее духовность, язык, культуру. Для чего? Может быть, для того, чтобы не заросла завещанная нам нашими предками æгъдау - дорога к тому, что называют Богом - за пафос извиняться не буду. Как знать, быть может, она еще сгодится и не нам одним.
2. Ответ известен - æгъдау. Но это отдельный разговор.
3. Не должно, конечно, но перенимает, увы. Нам пока еще удается отделять зерна от плевел благодаря тому, что наша духовная жизнь формируется на прокрустовом ложе нашего Основного Закона æгъдау. Но выдержит ли оно напора времени и массовой культуры с ее раскованной бездуховностью?
4. Больше того, я убеждена, что наши традиции и культурное наследие при грамотном осмыслении и пропаганде могут сыграть важнейшую роль в формировании новой философии морали и этики в современном мире. И это тоже отдельный разговор.
5. О месте и значении осетинского языка я уже высказывалась, и не раз, в печати, начиная с 1989 года, и в Парламенте. Закон о государственном осетинском языке - ответ на вопрос. В нем есть все - и место, и значение, и прошлое, и будущее и если, хотите, будущее нашего народа.
Необходимо создание патриотических школьных и молодежных объединений
Алан ХАРЕБОВ, консультант советника Президента РЮО по связям с общественными организациями
1. На мой взгляд, основными приоритетами развития являются консолидация общества в стремлении решать все наиболее значимые проблемы в жизни нашего общества, а также качественное образование и профессионализм во всех отраслях жизнедеятельности республики.
2. Неравнодушность к происходящему в обществе. Акцент надо ставить на идеологической работе в детской и молодежной среде. Необходимо создание различных патриотических школьных и молодежных объединений.
3. Нам необходимо идти дальше с оглядкой на старт становления и самоопределения нашей республики, что уже само по себе отвергает любые намеки на копирование чьей-либо политической системы, насаждаемой малым народам (государствам).
4. Я не вижу современного осетинского общества без божественных национальных танцев, как, впрочем, и всего традиционного разнообразия.
На этом и надо акцентировать внимание. Поощрение действующих и создание новых творческих кружков и мастерских национального промысла - вот о чем надо думать. Тут, считаю, необходимо отметить факт вымирания многих традиционно осетинских музыкальных инструментов (хъисын фæндыр, к примеру).
5. Буду краток: нет языка - нет народа.
Найти Человека в себе
Манана ПАРАСТАЕВА, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы ЮОГУ
Прежде всего хочу поздравить соотечественников с наступившим вторым десятилетием двадцать первого века. Для нас всех разворачивается ещё один год свободных людей в свободной республике. Это хороший зачин для добрых дел и поступков, для искренней заботы друг о друге. Удачи всем во всех ваших человеколюбивых начинаниях! Человек всегда - вместилище разных возможностей - и дурных, постыдных, и высоких, значительных. Что за безумное противостояние доброделанию, если до сих пор актуально то, что было сказано ещё три века тому назад: "Всё хорошо, что исходит из рук Божьих, но всё портится в руках человеческих"! (Ж.-Ж.Руссо).
1. Конфуций, подчёркивая всё-таки драматическую судьбу каждого землянина, говорил, что опыт человеческий напоминает фонарь, который висит за плечами идущего и освещает, увы, только пройденный путь. Какой же широкий проспект уже проложен всеми нами, идущими! Но как узка дорога, которая будет освещена трудом нашей совести!
Ну вот и готов ответ на ваш первый вопрос: итак, если мы выбрали трудный (от слова "трудиться") путь к государственной самостоятельности, мы напрямую зависим от того, каких приоритетов будет придерживаться каждый, проторяя общую дорогу к процветанию. Ну как здесь обойтись без парадоксов великого Диогена, который средь бела дня с зажжённым фонарём в руках однажды появился на афинских улицах, и так и остался навсегда на всех дорогах Мира с неутолённым возгласом: "Ищу человека!". Насколько безмятежна и мудра жизнь тех, кому повезло найти Человека в себе, в друзьях, а особенно продвинутым и смелым - и во врагах своих?! Не это ли приоритетный поиск?
И если нанизать по исторической вертикали титанические общечеловеческие усилия "найти человека", то почему по-прежнему страдаем от того, что нам кажется несправедливым, аморальным, порочным и прочее? Убеждена: мы так уязвимы потому, что зависим от некачественных, недостойных Человека интерпретаций (и чужих, и своих). Опасно очень, ибо без гражданской трезвости и совести новая драматургия социального противостояния внутри нашей новой государственности обессилит и обескровит нас же самих, авторов Победы 2008 года! И потом, у победы ведь много родителей, а поражение всегда сирота.
2. Что же должно стать морально-этической составляющей прочной государственности? Не раз появлялась необходимость констатировать вместе с И.А.Ильиным ("Путь духовного обновления".М.,1993) замечательное: "Всё гениальное и великое может сказано человеком или народом в ложе национального опыта, духа и уклада. Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к священным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века народного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли".
Какие ещё необходимы подтверждения тому, что не произвол, но система инстинктов и диапазон возможностей сотворчества с природой Божественности - истинные составляющие духовности любой нации, сумевшей построить свои собственные ландшафты присутствия!
Расскажи, как ты веруешь и молишься, как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, танцуешь и читаешь стихи; что ты называешь "знать" и "понимать", как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении, каковы твои пороки,- скажи мне всё это, а я скажу, какой нации Ты сын!
До тех пор, пока мы не станем истинными, неразбавленными носителями позитивной этнической идентичности, способной к труду самопознания, рискуем поддерживать статус-кво народа-реликта!
Но для несомненно успешного развития, на мой взгляд (и не только на мой взгляд), необходима абсолютная амбивалентность "материнского", осетинского языка, и языка условно "отчего", великого русского, вот уже много веков позволяющего осетинам припадать к всемирному источнику духовности!
Кстати, именно благодаря русскому языку Кодекс аланской чести, потрясающая концентрация духовного труда древних алан, стал необходимой подпоркой многим людям разных верований и национальностей. Не это ли свидетельство равноценности всех людей и народов, ибо самим Творцом каждому вменяется быть самим собой и в то же время соблюдать духовную соборность!
3. Как же распознать лжедемократические ценности, искажающие векторы движения всех и каждого? Можно, немножко перефразируя Пастернака, призвать к "замедленному парению" над вещью, событием, историей? Мир сложен настолько, что даже излишняя пассионарность или обилие пассионариев внутри народа может, по словам известного исследователя этнических структур Н.Гумилёва, разрушить, уничтожить нацию.
Тем более опасен чужой некачественный опыт, это всегда провокация. Не боюсь повториться - обласканная государством гуманитарная интеллигенция, учительство, поощряемая к креативному государственному мышлению наука, "здоровое" здравоохранение, пронизанное альтруизмом чиновничество, неангажированность всего общества в принципе, труд обязательный и возделывающий, - и тогда лучший опыт лучших людей нации (а у нас, без всяких преувеличений, каждый - лучший) станет предметом подражания для других. Вот и отпадёт опасная необходимость всё время что-то у кого-то заимствовать и кому-то подражать.
4. Да и вообще, мимезис (подражание) давно уже не средство выживания и налаживания диалогов с миром. Теперь именно этот мир диктует заняться семиозисом - поиском и обнаружением швов гармонии в лакунах ускользающего и противоречивого метатекста Бытия. Неактуальность линейного мышления, в котором все события жизни расставлены в оппозиции друг к другу, сегодня очень активно подчёркивается деятельностью небольших, но фантастически богатых государств. Чего стоит, например, уникальный опыт сингапурцев?! В квинтэссенции этой новой культуры благоденствующего народа лежит модифицированный синкретизм, позволяющий наслаждаться каждой йотой и чужого, и своего опыта. Какое качественное здравомыслие всех в этом маленьком государстве!
Здесь, на территории Южной Осетии, мне кажется, в принципе, также делаются попытки правильно запустить механизмы наследования и "материнских", и "отеческих" традиций. Все важные моменты наследования и взаимопроникновения культур в гуманитарной сфере, например, успешно реализуется коллективом Посольства России во главе с Послом, господином Каргиевым Эльбрусом Каникоевичем.
С благодарностью хочется подчеркнуть, что, если бы не инициативность и искреннее соучастие господина Виноградова В.М., например, к нашим делам в сфере образования, не были бы настолько запоминающимися, комфортабельными и информационно насыщенными поездки учителей РЮО и преподавателей ЮОГУ в высшие учебные заведения Российской Федерации, не получили бы возможность учиться в России наши абитуриенты и аспиранты.
Наши соотечественники практически ежедневно наблюдают, как плодотворна гуманитарная миссия Россотрудничества в ЮО, которую здесь представляет первый секретарь посольства Степанов М.В.
Такое внимание к нашим проблемам и трудностям вселяет смелость и позволяет общими усилиями сохранить и значительно укрепить имеющиеся очаги культуры в РЮО.
Из живых процессов, рождаемых усилиями нашей научной интеллигенции, хочу подчеркнуть, что реанимированы основные механизмы по укреплению и процветанию осетинского языка. И это не утопическое заявление.
5. Когнитивная лингвистика свидетельствует: если язык выработал такую систему гештальтов, в которых вмещаются и свои родовые, и приобретённые коды бытия, язык существует и функционирует. Только, как и всё составляющее материальное, язык несёт в себе все родимые пятна проживаемой народом истории, инфицирован всеми сопровождающими эту жизнь болезнями, а его иммунитет прямо пропорционален трепетной заботе и неустанному вниманию всех своих поколений!
В этой связи хочу подчеркнуть иллюстрации мне известные. Например, это второе издание учебного пособия по осетинскому языку, созданный коллективом авторов из СОГУ во главе с нашей именитой соотечественницей Клавдией Григорьевной Джусоевой, книга адресована учителям, студентам, педагогам и всем желающим знать грамматику родного языка.
Кстати, согласитесь, что давно созрела необходимость рассказать о семье Джусоевых как об интеллектуальном и духовном сопроводителе новейшей истории нашего народа! Такой прецедент может стать предметом гордости и украшением любой нации!
Знаю о том, как значительны усилия кандидата филологических наук Битаровой Зои Александровны, - ею готовятся несколько книг, которые, несомненно, станут совершенно оригинальными памятниками усилий нашей интеллигенции в развитии родного языка!
И, слава Богу, уже существует беспрецедентный документ всему осетинскому народу - словарь, созданный многолетним, подвижническим трудом доктора филологических наук, профессора Николая Ясоновича Габараева и кандидата филологических наук незабвенной Замиры Дмитриевны Цховребовой.
Родной культуре, языку и литературе посвящены исследования и эссе ученых ЮО: Марины Чибировой, Марины Дзагоевой, Гацыра Плиева, Боболки Медоевой, Ильи Хугаева. И ведь можно продолжить этот перечень!
А если уже есть примеры такой креативной динамики истинной заботы о судьбе своего народа, то всякое калькирование чужих государственных проектов о языке применительно к осетинскому я расцениваю как дальновидное вредительство!
Бесконечно благодарна редакционной коллегии газеты "Южная Осетия" за возможность участвовать в обсуждении таких животрепещущих проблем!
газета "Южная Осетия"