Первые шаги фотография в Южной Осетии стала делать незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции. После установления советской власти фотомастера продолжили работу. Чаще всего объектом их внимания становились городские пейзажи, групповые портреты, этнографические зарисовки. Однако в связи с дороговизной материалов, пейзажам часто уделялось мало внимания. К сожалению, имена тех, кто оставил нам первые фотозарисовки, утеряны. Но уже в 30-е годы в Цхинвале на постоянной основе стали работать фотографы. Свои мастера потребовались и местной газете. Среди тех фотографов, которые открыли свои ателье и зарабатывали за счет клиентов, были и те, кто привносили в свою каждодневную работу элемент творчества. От них остались портреты, жанровые картинки, пейзажи. В неполный перечень фотомастеров тех лет можно включить Кырыма Шавлохова, Михаила Алборова, Василия Убоженко... Со временем, в середине прошлого столения стали выпускаться и фотокаталоги, однако первым наиболее серьезным фотоальбомом следует считать черно-белое издание «Южная Осетия» увидевшее свет в 1982 году. Альбом к тому же оказался и авторским: все фотографии были выполнены Ленгиором Гусовым. В его архиве до сих пор хранятся тысячи кадров и отпечатков, имеющих большую историческую и общественную ценность. Причем, большинство из них широкой массе неизвестны. Поэтому сейчас главное не потерять то, что накоплено и сохранить эти ценнейшие фонды.
Молодая поросль фотомастеров в лице Владимира Убоженко, Виктора Догузова, Олега Багаева и других, появившаяся в 80-х, внесла свой вклад в фотографическое искусство Южной Осетии. Но следует признать, что их возможности были во многом ограничены. К тому же цифровые фотокамеры и компьютеры фактически поставили крест на художественной фотографии. Ушли в прошлое проявители, фиксажи, фотопленка и фотобумага с их запахами и фактурой. Ушло само таинство появления фотоизображения. Нам еще сильно повезло, что в свое время взяла в руки фотоаппарат Тамара Николаевна Шавлохова. В течение многих лет все свое свободное время она проводит общаясь с природой. И каждое лето вместе с верными «аполлоновцами» предпринимаются поз
навательно-оздоровительно-этнографические экспедиции по всем уголкам Центрального Кавказа, обеих Осетий. В результате, появились серии прекрасных фоторабот, главной темой которых стала величественная природа Осетии и ее уникальные исторические памятники. Хорошо, что у Тамары Николаевны оказалось много благодарных воспитанников и верных друзей. Именно они инициировали и организовали выпуск фотоальбома «Осетия – душа моя». Сюда, конечно, вошли не все работы мастера, но и то, что вместил этот солидный альбом, впечатляет. И глядя на уже виданное-перевиданное, невольно поражаешься, что не сумел разглядеть то, что узрел пытливый и неравнодушный глаз фотомастера.
Трудно сказать, хорошо это или плохо, но фотоальбомы и цветные календари с видами Осетии стали появляться в особенности после августа 2008 года. Понятно, что большой наплыв фотожурналистов со всех концов света и высокая активность своих любителей позволили создать внушительный фотоархив. Из этого создания можно комплектовать любой тематический, хронологический или ситуативный набор. Из подготовленных альбомов в Южной Осетии, посвященных кровавым событиям августа 2008-го года следует выделить издание «Правда Цхинвала. 100 мгновений кровавого августа», в которое вошли фотографии исключительно юго-осетинских журналистов. Немало изданий в последние годы были выпущены во Владикавказе, Москве, других городах, посвященных полностью или частично теме Южной Осетии.
Однако в этом ряду фотоальбомов особняком стоит красочное и объемное издание подготовленное Государственным Комитетом информации, связи и массовых коммуникаций РЮО по заказу Республиканской Комиссии по подготовке и проведению социально-значимых мероприятий приуроченное к празднованию 20-летия Дня Республики «Южная Осетия. Страна солнца».
Надо отметить, что все сборники художественной фотографии придерживаются определенной концепции, выдержаны в выбранном стиле. То же можно сказать и об альбоме, о котором идет речь. Здесь многое зависело от автора проекта и составителя альбома Андрея Кочиева и тех, кто ему помогал. От других собраний этот отличается, причем в выгодную сторону, тем, что он предваряется содержательной и весьма информативной справкой о Южной Осетии. Автор ее – известный осетинский историк, кандидат исторических наук Мурат Джиоев. Его работы всегда отличаются скрупулезностью и полной завершенностью. Текст представлен на двух языках – русском и английском.
Книга обдуманна, структурирована. Первый ее раздел посвящен историческим памятникам Южной Осетии. Это наше духовное богатство: святилища, церкви, крепости, старинные построения... Далее следует подборка, где отражено проведение праздничных мероприятий связанных с Днем Республики в купе в демонстрацией вооруженных сил страны.
Значительное место в фотоальбоме отведено культуре. Здесь есть, что показать. Это и танцевальная искусство, и театр, и творения наших мастеров изобразительного искусства – как древних ваятелей и носителей Тлийской культуры, так и современных художников. Особое место здесь отведено таким важным объектам, как ТрансКАМ и газопровод «Дзуарикау-Цхинвал», проведению первого Международного кинофестиваля «Бонвæрнон» и уникальному дарованию самодеятельного художника Бориса Багаева. На двух разворотах запечатлены рекорды, попавшие в Книгу рекордов России: самый большой осетинский пирог (84 см в диаметре) и самый большой шашлык (161 м в длину). Показано особое трепетное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, демонстрируется жизнь Аланской Епархии, спортивная жизнь республики, единения осетинского народа… Часть книги отдана излюбленной теме фотохудожников – городским мотивам. Это старые кварталы, памятники, парки и скверы, дома жителей, новостройки – все привлекает внимание. Заставляет по-новому взглянуть на каждодневный пейзаж... Завершающая часть книги посвящена великолепию природы Южной Осетии. На это земное великолепие можно любоваться непрерывно, и не важно, что этот натуральный феномен у тебя на пороге, за твоим окном.
Неоспоримым преимуществом сборника является обилие лиц. Они выразительны сами по себе. Многие с удивлением увидят себя, своих близких, друзей и старых знакомых. Но больше всего впечатляют дети – их прекрасные и просветленные лица, их стройная осанка и гордый взгляд. Именно это убеждает верить, что борьба была не напрасна, жертвы оправданы, а у нашей Республики и ее населения достойное и прекрасное будущее.
К очевидным плюсам составителей можно отнести и то, что они не стали эксплуатировать, казалось бы, выигрышную тему – события августа 2008 года. Здесь нет облетевших весь мир сожженных домов, подбитой военной техники, изувеченных и погибших людей, других жертв чудовищного преступления. Только позитив – Южная Осетия движется вперед к светлому будущему. Подобная позиция является концептуальным выбором составителей и авторов.
А теперь собственно о них. Здесь собрано то, что запечатлели как профессиональные фотографы, так и любители. Помимо Тамары Шавлоховой и Андрея Кочиева это Олег Икаев, Инал Тибилов, Лана Парастаева, Ацамаз Тедеев, Сергей Узаков, Сослан Тигиев, Юрий Бетеев, Изольда Гаглоева. В издании использованы фотоархивы газеты «Республика», а в оформлении, репродукции картин Махарбека Туганова и Асланбека Джанаева.
И последнее. Книга создавалась в кратчайшие сроки, проделана колоссальная работа. Отбор, систематизация и компоновка потребовали больших усилий. И сами составители признают, что будь у них больше времени, они бы улучшили и без того удавшуюся книгу. Исполать им! Сейчас время есть, а поскольку потребность в альбоме серьезная (фотоальбом в открытую продажу не попал), вполне можно допечатать тираж и подарить его всем тем, кто любит прекрасное и для кого Южная Осетия является лучшим местом на земле – Страной Солнца!
Батрадз Харебов
Юго-осетинская газета «Республика»