Прошло три года после августовской войны 2008 года. Народ Южной Осетии строит свою жизнь в условиях мира и стабильности. Но ещё свежи воспоминания и раны, нанесённые агрессором. В эти дни в Южной Осетии вспоминают ужасы тех дней.
Елена Бибилова: Я раньше жила в Грузии. Чего мы только не пережили в военную пору! Отношение к нам, осетинам, резко изменилось с началом агрессии Грузии против Южной Осетии.
Я работала на заводе, и нас перестали пускать на рабочие места. Так как у нас не было даже собственного дома, стало очень тяжело снимать жильё и кормить семью. Власти Грузии запрещали своим гражданам покупать дома осетин, мол, они всё равно вынуждены будут их оставить, и нет смысла тратить свои деньги. Из-за национального преследования мы перебрались сюда. Но и здесь нам было неспокойно. На протяжении 20 лет, до 2008 года, здесь не утихал голос автомата. Постоянно город и села Осетии подвергались обстрелам, Каждый день приносил новые жертвы. Три года независимости – это не столь большой срок, но ощущение свободы ни с чем не сравнить.
Эвелина Джиоева: Ещё свежи воспоминания о войне, но радует одно — три года у нас мирное небо над головой. Помнится, сначала мы находились в подвале дома, потом спецназ перевёз нас в подвал цхинвальской средней школы №6. До 10-го августа мы не могли выбраться оттуда. С нами находилась девушка с больной матерью, которая подбадривала всех и вселяла надежду, что российские войска вот-вот подойдут и весь этот ужас закончится. Всё вокруг горело, было ужасно страшно. Не было ни воды, ни еды. Мы не знали, где и в какую минуту нас может настигнуть смерть. Всё это позади, не слышны разрывы снарядов и бомбардировок, нашим парням уже не приходится с оружием в руках защищать вас. На душе от этого спокойно, и уже сегодня хочется видеть нашу Республику процветающей, но предстоит ещё немало для этого сделать. Главное - не падать духом и надеяться на лучшее.
Алла Кокоева: Хочется отметить, что мы эти три года живём в мире и спокойствии. Нам не нужно бежать при малейшем выстреле в подвал и прятаться там до тех пор, пока обстрел не стихнет. Мы потихоньку отходим от тех событий, которые произошли три года назад. Первое время для нас вообще было странным засыпать в тишине. Ведь за столько лет мы привыкли к этим обстрелам. Но ведь не всё привычное бывает нормальным? Мы рады, что на сегодняшний день у нас мирное небо над головой, и все силы нужны только для созидания и процветания нашей многострадальной Родины.
Алан Алборов: Уже три года люди, наконец, могут спать спокойно и заниматься мирным трудом, развиваться в разных направлениях, в то время как до 2008 года мы были вынуждены обороняться и защищать свою Республику. Мы находились в полной блокаде и зачастую не могли, элементарно, выехать в соседнее село к родным и навестить их. Ведь через каждое село стояли грузинские блок-посты, и была большая вероятность того, что там тебя ограбят, искалечат или убьют. К тому же, не было смысла строить что-либо, так как любое строительство было обречено на разрушение. Обидно, что наши дети были ограничены в радостях жизни. Вместо радостного общения друг с другом они прятались от огня, боялись смерти от рук грузинских неофашистов. Мы заново учимся жить и радоваться ей. Заново восстанавливается наш город, который пытались всячески сравнять с землёй. Радует мирное небо над головой. Хочется выразить благодарность России за мир на нашей земле.