Новая жизнь в старом доме

чт, 21/06/2012 - 09:43
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Наталья Третьякова и Станислав Дзассеев приехали в Цхинвал в 2009 году – через год после трагических событий августовской войны. Оставив в Рязани уютную, обустроенную квартиру, комфортную жизнь, работу, друзей и близких, глава семьи принял твёрдое решение вернуться на далекую Родину. Наталья как верная и любящая супруга последовала за ним. С тех пор вот уже четвёртый год они живут в родительском доме Станислава в Цхинвале.

Родителей давно нет в живых, но дом, построенный более ста лет назад, в 1897 году, ждал своих обитателей. Он расположен на улице Осетинской, на самом берегу Лиахвы, в районе Старого города. Теперь его обживают и обустраивают супруги Дзассеевы вместе с дочкой Катей.
Зайдя в дом, сразу чувствуется, что это не просто жильё, а семейный очаг, где всегда царит уют, где можно расслабиться и отдохнуть. На стенах висят старые портреты, фотографии, которые многое могут рассказать о жизни этой семьи.
В доме Дзассеевых прекрасный сад, балкончик с видом на речку. Здесь же маленький столик, ожидающий горячих чашек чая и печенюшек. Там отдыхаешь под журчание речки, любуясь открывшимся видом. Есть даже ступеньки, по которым можно спуститься к реке и посидеть на берегу. Наталья Анатольевна часто возится в огороде, говорит, это её успокаивает, когда порой становится грустно и тяжело на душе.
«Первый раз я приехала в Цхинвал в 2007 году. Муж с детьми и раньше ездили сюда летом, а у меня всё как-то не получалось вырваться», ― рассказывает Наталья.
Супруги очень много ездили по миру. Когда выкраивали две-три недели отпуска, хотелось отдохнуть семьёй за границей или на море. А приехав сюда, нужно было восстанавливать старый дом...
Но теперь Наталья не жалеет, что приехала в Цхинвал. Город ей сразу понравился.
«Я очень люблю Цхинвал, свой дом, свой огород. Я нашла здесь много хороших, добрых подруг. Мы очень любим наш город. Но эта пыль, маленькая неустроенность создают дискомфорт. Мне просто не хватает уюта на дорогах, сервиса в магазинах, досуга для людей», ― говорит она, надеясь, что со временем это всё появится.
Муж Натальи ― коренной цхинвалец, осетин, более 30 лет проработал в России на руководящих должностях. Станислав Зассеев окончил цхинвальскую школу №6, потом два института ― в Тбилиси и в Екатеринбурге.
Наталья рассказывает, что по долгу службы ему всегда приходилось что-то созидать: «Последнее время он работал начальником экономического управления Рязани и Рязанской области. Ещё и возглавлял там диаспору осетин. Когда случилась трагедия в Южной Осетии, в 2008 году, мы занялись сбором помощи для пострадавших, и он сам её сюда привозил. Я лично перечислила 100 тысяч рублей. И отдала их для пострадавшего народа, а не на то, на что их потратили. Потом Станислав всё же решил, что должен переехать в родительский дом, восстановить его. Практически, более года мы занимались только этим».
Теперь на родину жены ездить часто не получается. Муж бывает там чаще, а Наталья вот уже год не была в родном городе.
«Соседи у нас здесь необыкновенно хорошие, добрые люди. Простые рабочие. Мы очень дружные. В России мы жили в благоустроенной квартире, и там такого общения не было. А здесь общение более тёплое, дружеское. Вечерами приглашают попить кофе или к нам приходят. Мы очень гостеприимные. Всю жизнь у нас бывало много гостей. Поскольку супруг возглавлял в Рязани осетинскую диаспору, он всегда старался поддерживать тех, кто приезжал, помогал с жильём, работой. Тогда в Рязани проживало 150 осетин. Супруг всех знал, всем старался помочь. А я всегда была на подхвате», ― рассказывает Наталья.
Переехав сюда, супруги надеялись, что глава семьи будет здесь востребован как опытный и грамотный руководитель, но, к сожалению, три года он нигде не работал. Наталья говорит, что предыдущее руководство на его заявления с просьбой принять на работу не реагировало. Некоторое время он работал директором Багиатского наливочного завода, но потом получилось так, что прежний директор сумел восстановиться в своей должности. Теперь на предприятии идет проверка, а Станислав, имеющий огромный опыт работы в этой сфере, опять не у дел. Её тоже приглашали помочь с открытием комбината школьного питания, но «потом это всё было отложено в долгий ящик».
Теперь к ним в гости часто приезжают друзья из России: «Кто бы ни был у нас в гостях, в Цхинвале, всем город очень нравится. Он притягивает. И все, кто побывал здесь, хотят ещё раз вернуться. Но перекопанные дороги, мрачные глаза многих жителей ― это угнетает. У людей нет радости, все удручены какой-то заботой. В августе исполнится четыре года, как отгремела война, а как будто она была вчера. Хочется, чтобы опять воссияла любовь, радость, уважение. Мой муж очень скучает по тому цхинвальскому менталитету, по тем людям, которые были раньше».
Сам Станислав говорит, что сейчас цхинвальцев уже нет, до сих пор хранит паспорт, в котором указан город рождения Сталинир. Он считает, что время патриотов с автоматами прошло, и настало время патриотов, которые будут восстанавливать народное хозяйство.
Наталье очень хочется, чтобы Южную Осетию восстанавливали люди профессиональные. Чтобы Республика развивалась экономически достойно и грамотно, и можно было спросить с руководителей. Чтобы люди чувствовали ответственность.
«Я очень на это надеюсь. Я хочу, чтобы у нас создавалось много рабочих мест и каждый человек чувствовал себя востребованным. Хочется, чтобы мы с гордостью говорили, что мы осетины. Многие хотят вернуться сюда, но поскольку нет стабильности, уверенности, рабочих мест, людей это останавливает», ― говорит она.
Её супруг всегда мечтал, выйдя на пенсию, уехать в свой родимый город Цхинвал: «На балкон, в кресло качалку и с бокалом вина. Я только там умру. Цхинвал меня всегда тянул. Вы не поверите, но мы даже рядом с родительским комплексом на кладбище сделали комплекс и для себя. Поскольку мы уже отсюда никуда не уедем».
По словам Натальи, в Осетии необыкновенная культура, ничего подобного осетинским пирогам в мире нет. Хорошая традиция провожать умерших всем городом: «Здесь все друг друга знают, и в тяжелую минуту человек не бывает один, с ним близкие и друзья. Такого в России нет, и это должно сохраниться».
Познакомились Наталья и Станислав в Рязани. Он открывал огромный завод в Рязанской области. Вместе с немцами они запускали одну из самых лучших линий шампанских вин. Она была руководителем ООО «Пищевик», одна из первых открыла в Рязани цеха по пресервам. У неё был свой магазин, небольшой ресторан: «Мне нужна была продукция, и я к нему обратилась. Осетин он необыкновенный, прекрасный собеседник, грамотный, хорошо воспитан. Очень красиво ухаживал. И так получилось в жизни, что я, будучи замужем, и он женат, полюбили друг друга. Настолько серьёзно, что я долгое время тоже не давала согласия на то, чтобы сойтись. Но вот уже 17 лет мы вместе. Благодаря нашей любви и союзу у нас родилась дочка Катенька. Ей уже 14 лет».
В 2010 году супруги венчались в храме Рождества Богородицы в Цхинвале. Наталья ― очень верующий человек, к церкви у неё особое отношение. И старается передать это детям: «Я считаю, что умиротворение души можно получить только в церкви. Здесь хожу в храм Рождества Богородицы. Он очень намоленный. Люблю осетинские праздники. Мне очень нравится церковь в Джере. Поднимаешься по этой дороге, как будто в небеса. Как люди умудрялись столько веков назад поднимать туда камни? Все идут к церкви с благодарностью и просьбой. Я беру с собой много свечей, обжигаю их и потом зажигаю дома. Когда становится трудно ― вспоминаю эти промежутки времени».
Она надеется, что когда-нибудь Южная Осетия будет вместе с Россией. Потому что с Россией ― надёжность, уверенность, стабильность.
По сути, эта замечательная семья четыре года назад начала новую жизнь. Подарили они вторую жизнь и старому дому на берегу реки…

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest